В последние годы неуклонно увеличивается число детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиеся в государственном учреждении лишаются возможности полноценной социальной адаптации в условиях современного мира.
Естественная, свойственная природе ребенка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации- семье.
Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные)лишают их возможности восстановить свои родительские права, такие семьи нуждаются в особенной поддержке со стороны органов опеки и попечительства, администрации районов и большей степени сотрудников детского дома, где непосредственно проживает и воспитывается ребенок.
Если вернуть ребенка в родную (кровную) семью не представляется возможным в виду того, что родители продолжают вести аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка, в таком случае необходимо проводить работу с родственниками или близкими к ребенку людьми способными дать ребенку воспитание, оказать помощь в социализации - обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры.
Настоящая программа разработана в связи с настоятельной необходимостью расширения работы образовательного учреждения по развитию у воспитанников семейных ценностей, воспитания ответственности детей и их родственников за судьбы друг друга.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой, федеральным законодательством, в том числе Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.
Работа в рамках данной программы позволяет воспитанникам, их родителям и родственникам реализовать свое право на восстановление семейных уз.
Стандартом выполнения данной программы и конечной целью являются мероприятия воспитательного, консультативного, контрольно- инспекционного характера, позволяющим воспитанникам детского дома вернуться в семью, а родителям исправить с помощью и в соответствии с рекомендациями педагогических работников учреждения ошибки и вернуть детей в семью.
Цель программы:
- Максимально способствовать возвращению ребенка в родную (кровную) семью, передача детей под опеку, попечительство или приемные семьи.
- Максимально сократить количество возвратов воспитанников из родных, приемных семей в детский дом.
Задачи:
- формирование коммуникативных и социально- бытовых умений через реабилитацию, а так же социализацию воспитанников и их родственников;
- воспитание детей через систему личностных отношений;
- развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе освоения ими опыта творческой, учебной деятельности и работы по самообслуживанию в ходе социально-бытовой ориентации.
Настоящая программа направлена на:
1. мероприятия воспитательного характера воспитанников по восстановлению семейных ценностей.
2. психолого-педагогическую помощь воспитанникам.
3. психолого-педагогическое консультирование родителей. родственников, опекунов.
4. социально-педагогическое и правовое консультирование при составлении необходимого пакета документов
5. индивидуальную работу социального педагога с детьми и родственниками.
Этапы реализации программы
1. Выявление дееспособного родителя, родственника
2. Проведение беседы на тему наличия желания восстановится в родительских правах, оформить опеку или попечительство
3. Работа педагога-психолога с целью диагностировать готовность родителя или опекуна к принятию ребенка в семью.
4. Внеплановые и плановые посещения родителей или будущего опекуна с целью исследовать повседневный быт семьи.
5. Составление актов обследования жилья, где после восстановления в родительских правах или установление опеки будет проживать ребенок с целью установить, наличие условий для проживания и воспитания несовершеннолетнего ребенка.
6. Работа с ребенком проводится социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем группа, администрацией детского дома с целью установить наличие желания у ребенка проживать и воспитываться родителем или опекуном.
7. Оказание юридической помощи родителю лишенному родительских прав или опекуну
8. Оказание помощи в подготовке сбора пакета документов для подачи искового заявления в суд о восстановлении родительских прав - для родителей лишенных или ограниченных в родительских правах. Подготовка пакета документов в органы опеки и попечительства для рассмотрения возможности передачи несовершеннолетнего под опеку.
9. После положительного решения суда и вступления его в законную силу или выхода приказа об установлении опеки или попечительства ребенок передается на воспитание матери или опекуну
10. После передачи несовершеннолетнего в семью в органы опеки и попечительства района где проживает несовершеннолетний передается информация о том, что ребенок передан в семью или под опеку.
11. Социальными педагогами родителям, восстановленным в родительских правах или опекунам в любое время оказывается консультативная помощь.