Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку

Разделы: Социальная педагогика


В последние годы неуклонно увеличивается число детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиеся в государственном учреждении лишаются возможности полноценной социальной адаптации в условиях современного мира.

Естественная, свойственная природе ребенка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации- семье.

Родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую способны воспитывать своих детей самостоятельно, но те или иные обстоятельства (моральные, материальные)лишают их возможности восстановить свои родительские права, такие семьи нуждаются в особенной поддержке со стороны органов опеки и попечительства, администрации районов и большей степени сотрудников детского дома, где непосредственно проживает и воспитывается ребенок.

Если вернуть ребенка в родную (кровную) семью не представляется возможным в виду того, что родители продолжают вести аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка, в таком случае необходимо проводить работу с родственниками или близкими к ребенку людьми способными дать ребенку воспитание, оказать помощь в социализации - обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры.

Настоящая программа разработана в связи с настоятельной необходимостью расширения работы образовательного учреждения по развитию у воспитанников семейных ценностей, воспитания ответственности детей и их родственников за судьбы друг друга.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой, федеральным законодательством, в том числе Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Работа в рамках данной программы позволяет воспитанникам, их родителям и родственникам реализовать свое право на восстановление семейных уз.

Стандартом выполнения данной программы и конечной целью являются мероприятия воспитательного, консультативного, контрольно- инспекционного характера, позволяющим воспитанникам детского дома вернуться в семью, а родителям исправить с помощью и в соответствии с рекомендациями педагогических работников учреждения ошибки и вернуть детей в семью.

Цель программы:

  • Максимально способствовать возвращению ребенка в родную (кровную) семью, передача детей под опеку, попечительство или приемные семьи.
  • Максимально сократить количество возвратов воспитанников из родных, приемных семей в детский дом.

Задачи:

  • формирование коммуникативных и социально- бытовых умений через реабилитацию, а так же социализацию воспитанников и их родственников;
  • воспитание детей через систему личностных отношений;
  • развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе освоения ими опыта творческой, учебной деятельности и работы по самообслуживанию в ходе социально-бытовой ориентации.

Настоящая программа направлена на:

1. мероприятия воспитательного характера воспитанников по восстановлению семейных ценностей.

2. психолого-педагогическую помощь воспитанникам.

3. психолого-педагогическое консультирование родителей. родственников, опекунов.

4. социально-педагогическое и правовое консультирование при составлении необходимого пакета документов

5. индивидуальную работу социального педагога с детьми и родственниками.

Этапы реализации программы

1. Выявление дееспособного родителя, родственника

2. Проведение беседы на тему наличия желания восстановится в родительских правах, оформить опеку или попечительство

3. Работа педагога-психолога с целью диагностировать готовность родителя или опекуна к принятию ребенка в семью.

4. Внеплановые и плановые посещения родителей или будущего опекуна с целью исследовать повседневный быт семьи.

5. Составление актов обследования жилья, где после восстановления в родительских правах или установление опеки будет проживать ребенок с целью установить, наличие условий для проживания и воспитания несовершеннолетнего ребенка.

6. Работа с ребенком проводится социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем группа, администрацией детского дома с целью установить наличие желания у ребенка проживать и воспитываться родителем или опекуном.

7. Оказание юридической помощи родителю лишенному родительских прав или опекуну

8. Оказание помощи в подготовке сбора пакета документов для подачи искового заявления в суд о восстановлении родительских прав - для родителей лишенных или ограниченных в родительских правах. Подготовка пакета документов в органы опеки и попечительства для рассмотрения возможности передачи несовершеннолетнего под опеку.

9. После положительного решения суда и вступления его в законную силу или выхода приказа об установлении опеки или попечительства ребенок передается на воспитание матери или опекуну

10. После передачи несовершеннолетнего в семью в органы опеки и попечительства района где проживает несовершеннолетний передается информация о том, что ребенок передан в семью или под опеку.

11. Социальными педагогами родителям, восстановленным в родительских правах или опекунам в любое время оказывается консультативная помощь.