Тип урока: изучение нового материала, по форме проведения: урок-конференция.
Цели урока:
Учебная цель:
- продолжить изучение диеновых углеводородов на примере натурального и синтетических каучуков;
- рассмотреть особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение каучуков;
- показать исторический путь развития химии полимеров;
Развивающие цели:
- продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением природного и синтетического каучуков;
- развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное;
- способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету;
Воспитательные цели:
- воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за развитие русской науки, русских ученых.
Оборудование:
- Презентации и сообщения, подготовленные учащимися, стенгазета «Всем известен каучук»,
- таблица «Схема реакции полимеризации», таблица «Важнейшие виды синтетических каучуков» на каждой парте, инструктивные карты-задания, тесты.
- Выставка из предметов обихода, состоящих из полимеров, предметы, часто встречающиеся в быту: мяч, прыгалка, шарик, ластик, пузырек из-под лекарств с резиновой пробкой, фонендоскоп, резиновые трубки, резиновые перчатки, детская пустышка, и т.д.
- коллекция “Каучук”, портрет С. В. Лебедева.
Демонстрационные эксперименты:
а) получение каучука из листьев фикуса (в виде хлопьев);
б) растворимость каучука и резины в органических растворителях;
в) непредельный характер каучука.
ХОД УРОКА
Учитель: Наш химический кабинет на
время урока превращается в конференц-зал.
Участники конференции учащиеся 10 «Б» класса
химико-биологического профиля. Мы рады
приветствовать гостей.
На прошлом уроке мы говорили, что алкадиены,
имеющие сопряженные двойные связи, вступают в
реакцию полимеризации и служат сырьем для
получения каучуков. Что же собой представляет
каучук, каковы его свойства, история открытия
и использования?
Эти и другие вопросы мы рассмотрим на
сегодняшнем уроке-конференции (Приложение
1 слайд 1).
Прозвучат сообщения на темы открытия и
применения натурального каучука, об
изобретении процесса вулканизации.
Особое внимание на конференции будет уделено
таким вопросам, как проблемы синтеза,
производства и применения каучуков, современные
достижения в области процесса полимеризации и
сополимеризации, типы и качество применяемых
ингредиентов и требований к ним, возможности
расширения области применения каучуков.
Обсуждение вопросов строения каучуков,
зависимость свойств от строения макромолекул
полимеров, станут также основными направлениями
мероприятия.
Участники также коснутся экологических проблем,
вопросов утилизации и переработки резины.
На конференции состоится обмен мнениями и
опытом.
Программа нашей конференции:
(Слайд 2)
- История открытия и применения натурального каучука, изобретение процесса вулканизации.
- Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства.
- Появление технологии производства синтетических каучуков, их свойства и промышленное применение.
- Экологические аспекты использования каучука и резины.
Конференция будет состоять из двух частей: теоретической и практической.
Девиз к уроку: «Древо науки всеми корнями связано с практикой». (Слайд 3)
I часть конференции
1) Итак, первый вопрос: «История открытия и применения натурального каучука, изобретение процесса вулканизации»
1-й ученик: Сообщение и презентация: «Знакомство цивилизованного мира с каучуком» (Приложение 2).
2-й ученик: Сообщение и презентация: «Применение натурального каучука, изобретение процесса вулканизации» (Приложение 3).
2) Второй вопрос: «Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства»
3-й ученик и 4-й ученик Химики-теоретики: (Приложение 4)
3) Третий вопрос: «Появление технологии производства синтетических каучуков, их свойства и промышленное применение»
5-й ученик: Рассказ у доски. Работа с таблицами «Важнейшие промышленные синтетические каучуки», «Важнейшие представители каучуков» (Приложение 5)
6-й ученик: Первые советские заводы по производству синтетического каучука (Приложение 6)
7-й ученик: Применение (Приложение 1 слайды 4-5, и Приложение 7)
8-й ученик: Читает стихотворение «20 век стал веком полимеров» (Приложение 7)
4) Четвертый вопрос: «Экологические аспекты использования каучука и резины»
9-й ученик: «Сделаем мир чище!» (Приложение 1 слайды 6-8 и памятки участникам и гостям конференции Приложение 8)
II часть конференции: работа в научно-практической лаборатории.
1) Выполнение тестов 2 варианта (Приложение 9)
Ответы: (Приложение 1 слайд 9)
2) Заполнение таблицы: «Важнейшие виды синтетических каучуков» (Приложение 9)
Проверка заполнения таблицы.
3) Итог урока. Оценки.
Учитель: Каждый человек живет в мире
веществ, поэтому он должен иметь представление
об их составе, строении, превращениях,
практическом использовании, а также об
опасности, которую они могут представлять.
Сегодня мы, изучая каучуки, еще раз подтвердили
основную мысль теории химического строения:
свойства веществ зависят от состава, строения и
взаимного влияния атомов в молекулах. Мы
убедились также, что теория химического строения
выполняет прогностическую функцию: по свойствам
вещества можно определить строение, а по
строению можно прогнозировать свойства.
(Приложение 1 слайд 11)
Литература:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10
класс: Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2004.
2.https://urok.1sept.ru/articles/603040/
3. http://www.openclass.ru/lessons/130609
4.http://mega.km.ru
5.http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/library/otkrytyi-urok
6. Лептина И. "Нас полимеров окружает
рать" // Химия в школе. 2003. № 1. С. 27.
7. Материалы с сайта http://ref.com.ua
8. "Книга для чтения по химии (часть вторая)"
Авторы: К. Я. Парменов, Л. М. Сморгонский, Л. А.
Цветков.
9. Интернет-ресурсы: фото для презентации.
10. http://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no62-sinteticeskie-kaucuki-stroenie-svojstva-polucenie-i-primenenie
11. http://www.nashi.su/interesting/27635