Век полимеров (каучук и резина)

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала, по форме проведения: урок-конференция.

Цели урока:

Учебная цель:

  • продолжить изучение диеновых углеводородов  на примере натурального и синтетических каучуков; 
  • рассмотреть особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение каучуков;
  • показать исторический путь развития химии полимеров;

Развивающие цели:

  • продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением природного и синтетического каучуков;
  • развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету;

Воспитательные цели:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за развитие русской науки, русских ученых.

Оборудование:

  • Презентации и сообщения, подготовленные учащимися, стенгазета «Всем известен каучук»,
  • таблица «Схема реакции полимеризации»,  таблица «Важнейшие  виды синтетических каучуков» на каждой парте, инструктивные карты-задания, тесты.
  • Выставка из предметов обихода, состоящих из полимеров, предметы, часто встречающиеся в быту: мяч, прыгалка, шарик, ластик, пузырек из-под лекарств с резиновой пробкой, фонендоскоп, резиновые трубки, резиновые перчатки, детская пустышка, и т.д.
  • коллекция “Каучук”, портрет С. В. Лебедева.

Демонстрационные эксперименты:

а) получение каучука из листьев фикуса (в виде хлопьев);
б) растворимость каучука и резины в органических растворителях;
в) непредельный характер каучука.

ХОД УРОКА

Учитель: Наш химический кабинет на время урока превращается в конференц-зал. Участники конференции учащиеся 10 «Б» класса химико-биологического профиля. Мы рады приветствовать гостей.
На прошлом уроке мы говорили, что алкадиены, имеющие сопряженные двойные связи, вступают в реакцию полимеризации и служат сырьем для получения каучуков. Что же собой представляет каучук, каковы его свойства, история открытия и  использования?
Эти и другие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке-конференции (Приложение 1   слайд 1).
Прозвучат сообщения на темы  открытия и применения натурального каучука,  об изобретении процесса вулканизации.
Особое внимание на конференции будет уделено таким вопросам,  как проблемы синтеза, производства и применения каучуков, современные достижения в области процесса полимеризации и сополимеризации, типы и качество применяемых ингредиентов и требований к ним, возможности расширения области применения  каучуков.
Обсуждение вопросов строения каучуков, зависимость свойств от строения макромолекул полимеров, станут также основными направлениями мероприятия.
Участники также коснутся экологических проблем, вопросов утилизации и  переработки резины.
На конференции состоится  обмен мнениями и опытом.
Программа нашей конференции:
(Слайд 2)

  • История открытия и применения натурального каучука,  изобретение процесса вулканизации.
  • Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства.
  • Появление технологии производства синтетических каучуков, их свойства и промышленное применение.
  • Экологические аспекты использования каучука и резины.

Конференция будет состоять из двух частей: теоретической и практической.

Девиз к уроку: «Древо науки всеми корнями связано с практикой». (Слайд 3)

I  часть конференции

1) Итак, первый вопрос: «История открытия и применения натурального каучука,  изобретение процесса вулканизации»

1-й ученик: Сообщение и презентация:  «Знакомство цивилизованного мира с каучуком»    (Приложение 2).

2-й ученик: Сообщение и презентация:  «Применение натурального каучука,  изобретение процесса вулканизации»   (Приложение 3).

2) Второй вопрос: «Химия каучука и резины. Строение каучука, его физические и химические свойства»

3-й ученик  и 4-й ученик  Химики-теоретики:  (Приложение 4)

3) Третий вопрос: «Появление технологии производства синтетических каучуков, их свойства и промышленное применение»

5-й ученик:  Рассказ у доски. Работа с таблицами  «Важнейшие промышленные синтетические каучуки»,  «Важнейшие  представители  каучуков» (Приложение 5)

6-й ученик: Первые советские заводы по производству синтетического каучука (Приложение 6)

7-й ученик: Применение  (Приложение 1 слайды 4-5, и Приложение 7)

8-й ученик: Читает стихотворение «20 век стал веком полимеров»  (Приложение 7)

4) Четвертый вопрос: «Экологические аспекты использования каучука и резины»

9-й ученик: «Сделаем мир чище!»   (Приложение 1 слайды 6-8 и памятки участникам и гостям конференции Приложение 8)

II  часть конференции: работа в научно-практической лаборатории.

1) Выполнение тестов   2 варианта (Приложение 9)

Ответы:   (Приложение 1 слайд 9) 

2) Заполнение таблицы: «Важнейшие виды синтетических каучуков» (Приложение 9)

Проверка заполнения таблицы.

3) Итог урока. Оценки.

Учитель: Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь представление об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Сегодня мы, изучая каучуки, еще раз подтвердили основную мысль теории химического строения: свойства веществ зависят от состава, строения и взаимного влияния атомов в молекулах. Мы убедились также, что теория химического строения выполняет прогностическую функцию: по свойствам вещества можно определить строение, а по строению можно прогнозировать свойства.
(Приложение 1 слайд 11)

Литература:

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2004.
2.https://urok.1sept.ru/articles/603040/
3. http://www.openclass.ru/lessons/130609
4.http://mega.km.ru
5.http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/library/otkrytyi-urok
6. Лептина И. "Нас полимеров окружает рать" // Химия в школе. 2003. № 1. С. 27.
7. Материалы с сайта http://ref.com.ua
8. "Книга для чтения по химии (часть вторая)" Авторы: К. Я. Парменов, Л. М. Сморгонский, Л. А. Цветков.
9. Интернет-ресурсы: фото для презентации.
10. http://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no62-sinteticeskie-kaucuki-stroenie-svojstva-polucenie-i-primenenie
11. http://www.nashi.su/interesting/27635