Здоровье превышает все остальные блага жизни.
Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя.
Актуальность темы обусловлена причинами:
Во-первых, одной из проблем, которые наиболее ярко обострились в последнее десятилетие, является проблема здоровья, в том числе, подрастающего поколения.
Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе учитывать возрастные особенности развития обучающихся. Использовать здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность.
Во-вторых, актуальность выбора темы подтверждает то, что данная проблема поднимается Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Посланиях Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и 12 ноября 2009 года: “Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны заниматься, в том числе и педагоги”.
Здоровье — главный фактор развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются:
- Малоподвижный образ жизни;
- Перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
- Несбалансированное питание;
- Отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- Неблагополучная экологическая ситуация
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.
Состояние здоровья обучающихся во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание.
Проблема воспитания здорового школьника - проблема общегосударственная, комплексная. В.А.Сухомлинский утверждал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни обучающихся очень велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья обучающихся. По словам профессора Н.К.Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся”.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия учебно-образовательного процесса;
2. Технологии оптимальной организации учебного - образовательного процесса и физической активности обучающихся;
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Выделим основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
1. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
2. Рассмотрение вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
3. Включение различных видов деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
4. Использование различных технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся);
5. Создание на уроке благоприятного психологического климата и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке обучающихся;
6. Обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися;
7. Контроль научности изучаемого материала;
8. Формирование мотивации деятельности обучающихся;
9 Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом личностных возможностей;
10. Включение в урок физкультминутки, динамические паузы, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
11. Проведение рефлексии в течение всего урока.
Математика - один самых из наиболее трудных предметов, требующий от учеников напряжения сил в течение всего урока. Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.
Особенностью при постановке целей обучения математике в системе здоровьесберегающего обучения, является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения, здоровьетворения. Целью здоровьесбережения и здоровьетворения является, ориентация учебного процесса на обязательное выполнение требований: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели на уроке не должны достигаться ценой здоровья обучающихся.
Для включения всех обучающихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы обучающиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом “визуалы” смогли увидеть, “кинестеты” – ощутить, “аудиалы” – услышать.
Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать обучающихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от обучающихся, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.
Основные требования к содержанию обучения обучающихся математике с позиций здоровьесбережения школьников:
1. Разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;
2. Включение в содержание сведений методологического характера.
Содержание обучения математике должно включать не только знания о математических понятиях, утверждениях, правилах – о числе, отношениях и их свойствах, величинах, задачах и т.п., но и рассматривать метазнания (знания о математике, об особенностях математических объектов); смыслы математических понятий и способов действий; язык представления математического знания, форму его выражения.
3. Возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями обучающихся, исключая информационную перегрузку и “недогрузку”.
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (для чего желательно в начале учебного года продумать введение здоровьесберегающего компонента в учебный процесс). Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья обучающихся.
Необходимо на уроках решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “рациональное питание”, “здоровый образ жизни”, “вредные привычки”, “витамины”.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
1. В физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
2. В социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
3. В эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
4. В интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
5. В нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Заключение
Учитель видит свою главную задачу в том, чтобы обучать, инициировать, контролировать учебный процесс, не нанося вред обучающимся. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья обучающихся не могут рассматриваться изолированно. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания со стороны взрослых, учителей и родителей. Хорошее здоровье, благоприятствует полноценному развитию обучающихся, способствует безболезненной адаптации в новой среде, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Список использованной литературы
1. Амосов М.В., Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003
2. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? //Народное образование. - 2001. - №5.
3. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие //ОБЖ. - 2001. - № 5
4. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. - 2001. - № 2
5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005 – (Мастерская учителя).
6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – (Семейная библиотека)
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003
Используемые ИНТЕРНЕТ-ресурсы
1. http://mathematic.su/index.html за страницами учебника
2. https://urok.1sept.ru.
3. http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=72000. Сайт в помощь учителю математики, руководитель Ким Н.Е.