Цели урока: познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.
Задачи:
- Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
- Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.
- Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал (текст, карточки)
На доске: цели, тема урока.
Проект урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
Цель: вызвать доверие, готовность сотрудничать.
2. Мотивация. Постановка цели и задач.
Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.
Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.
3. Актуализация опорных знаний.
Цель и содержание этапа: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.
4. Постановка учебной задачи.
Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета, познакомить с видами описания портрета.
5. Постановка учебной задачи. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах, сравнение ученических вариантов с авторским.
6. Творческая работа.
Цель: развить умения включать элементы описания в текст.
7. Межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО.
Цель: формирование культурологической компетенции.
Содержание: использование методического приема сравнения литературного портрета и живописного портрета.
8. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление активных учащихся. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Цель: вызвать доверие, готовность к сотрудничеству.
1 слайд
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок развития речи и работать мы будем в группах. Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и все у нас получится. Надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.
2. Мотивация. Постановка цели и задач.
Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал; сформировать информационное поле урока.
Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.
Учитель:Давайте прослушаем фрагмент сочинения об одном из любимых ваших учителей.
2 слайд (картинка школы+ музыка)Чтение учителем сочинения о первой учительнице класса.
Учитель:Любимый учитель... Кажется, так просто рассказать о нем, знакомой до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..Но... оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе.... Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе невысокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом. С аккуратно причесанными светлыми волосами, то собранными в пучок или распущенными до плеч. С милой улыбкой и озорным взглядом блестящих голубых глаз. Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.
Учитель: Ребята, вы узнали вашего любимого учителя?
(Наша первая учительница).
3 слайд Фотография учителя.
Учитель: Что помогло вам узнать вашу учительницу?
(описание её внешности).
Учитель: А теперь подскажите тему нашего урока.
(описание внешности человека).
4 слайд
Учитель: Итак, тема нашего урока “Описание внешности человека”. Какие задачи мы должны сегодня решить?
3. Актуализация опорных знаний.
Цель и содержание: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.
5 слайд
Учитель:Ребята, у вас есть карточка №1 с компонентами описания внешности человека. Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов можно описать во внешности?
(описывают внешность человека, а именно: лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты).
6 слайд
Учитель: Портрет. Описание внешности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.(записывают в тетрадь).
4. Постановка учебной задачи.
Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета. Познакомить с видами описания портрета.
Учитель: А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.
7 слайд. Текст из произведения “Бежин луг”
Учитель: Пожалуйста, 1 группа прочитайте отрывок.
(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы....., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати.... с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.... только изредка выставлял кудрявую голову.
Учитель: Кто назовет автора и произведение? (“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2. (слайд №6)
8 слайд Описание Митраши и Насти
Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)
9 слайд Описание Валька – героя произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья”
3 группа чтение отрывка.
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Учитель: Кто автор этого отрывка? Какова задача этого описания? (Показать социальное положение)
10 слайд Описание Дубровского.А.С.Пушкин “Дубровский”
Учитель: 4 группе слово.
Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал....
Учитель:Назовите автора и название? (“Дубровский” А.С.Пушкин) А что этим портретом хотел сказать автор? (Передать эмоциональное состояние)
11 слайд Внимание розыск. Из газеты.
Учитель: Ребята, а вот еще один портрет. Прочитайте 1 группа.
(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет).
1 группа Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно-русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно.
Учитель:Определите задачу этого описания? (передача особых примет)
12 слайд Описание человека негроидной расы. Энциклопедия.
Дети читают словарную статью из энциклопедии, отвечают на вопросы, определяют цель описания – передачу национальных черт.
2 группа
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары.
Учитель:А какова задача этого описания? Ребята, из каких источников прозвучали эти описания?
13 слайд Виды описаний.
Учитель: Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)
14 слайд Релаксация. Звучит музыка.
Учитель:А сейчася порошу всех закрыть глаза и представить образ своей мамы. Вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей, какая она красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.Спасибо всем. Откройте глаза и продолжим работу.
5. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.
Учитель: Обратим внимание на особенности художественного описания. Всмотритесь в литературные портреты и назовите портретные изобразительно-выразительные средства в них.
(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)
15 слайд
Учитель:Проверьте по слайду (лексические средства). А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Почему?
(В деловом, научном. В них даны конкретные данные о человеке.)
Учитель: Ребята, сегодня мы обращались к описанию внешности таких мастеров литературных портретов, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, В.Г.Короленко, М.М.Пришвин.А теперь обратимся к литературному портрету нашего писателя – земляка М.А.Шолохову. Портреты в его произведениях занимают особое место, служат средством характеристики героев.Вашему вниманию предлагается портрет Мишки. А из какого рассказа вы скажите сами.
16 слайд Отрывок из рассказа “Нахаленок” М.А.Шолохов
Учитель: Ваша задача отредактировать текст, вставив на месте пропуска элементы описания, для этого используйте словарь карточки №3 (17слайд). В нем есть авторские, шолоховские слова и выражения, попробуйте их найти и вставить в текст
Дети по группам на карточке вставляют слова, а затем зачитают 2 и 4 группа.
18 слайд Авторский текст
Учитель: А теперь посмотрим, как М.А.Шолохов описал Мишку.
Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Учитель: Скажите название рассказа, кто угадал?
(рассказ “Нахаленок”).
Учитель: Ребята, какой красивый и глубокий портрет Мишки. При описании портрета М.А.Шолохов берет эпитеты и сравнения из картин донских пейзажей. Какие необычные, яркие, самобытные эпитеты и сравнения использует автор в описании глаз, волос.
6. Творческая работа.
Цель: развивать умение включать элементы описания в текст.
19 слайд Текст “Пусть так не будет”
Учитель: В художественном тексте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое целое. А сейчас мы обратимся к тексту В.Катаева, в котором отсутствуют портреты героев. Прочитайте текст.
Читают уч-ся вслух. По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил:
— Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)
Учитель:Я предлагаю, выполнить творческую работу. Вам надо включить в текст компоненты описания внешности, которые будут либо соответствовать поведению парней, либо противоречить. Для этого обратитесь к словарю упр. 422 или подберите свои лексические средства.Начните с предложения... “А рядом стояло три паренька.”
Учащиеся записывают текст.
Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания. (чтение описаний сначала всего отрывка)
Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.
7. Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.Посмотрим на портреты и художников их создавших.
20-22 слайд Художники.
Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
8. Подведение итогов.
Учитель:Наш урок подходит к концу. Вернемся к задачам урока.
23 слайд Цели урока
Учитель: Посмотрите на задачи урока и подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?
(ответы учащихся)
Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.
22 слайд Домашнее задание.
Учитель: Ребята, дома вы опишите своего одноклассника. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать. Спасибо вам за работу на уроке.