Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Про больших и маленьких"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

  • Образовательные:
    • на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных;
    • выяснить, как животные заботятся о своём потомстве (на примере поведения птиц и млекопитающих);
    • продолжить формировать навык устного рассказа по рисунку;
  • Развивающие:
    • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание;
    • закрепить умение работы в парах, в группах
  • Воспитательные:
    • воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

                                                                                                   ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

                Деятельность
                      ученика

УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.

Какое сейчас время года?
А какой месяц?
О чём мы узнали на прошлом уроке?

Дети садятся за парты.

Весна.
Март.
Как животные весну встречают.

Личностные УУД:
самоопределение
Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные УУД:
кооперация с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Составьте рассказ об изменениях в природе весной, используя слова-помощники на доске:
солнце, погожие дни, тёплый ветерок, снег, сугробы, лёд на реке, прилетели, почки на деревьях, на земле желтеют, голубые  перелески.

2. Работа с ребусами.

а) 

(Заяц.)

б) у = е

(Белка.)

в) 

(Волк.)

г) 

(Лиса.)

Как назвать одним словом лису, зайца, волка, белку?
Что происходит с животными с приходом весны?

Работа в группах.
Дети составляют рассказы по опорным словам.

В заключении один представитель от группы рассказывает текст.
Ребята оценивают рассказы и  выбирают самый лучший.

Учащиеся разгадывают ребусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Животные.
Просыпаются, возвращаются, линяют, строят гнёзда, выводят потомство.

Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные  УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
использование знаково-символических средств;
смысловое чтение
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные УУД:
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; разрешение конфликтов
Регулятивные УУД:
контроль; оценка

3. Физминутка

На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

4. Постановка учебной задачи

Звучит отрывок из песни «Воспи-пи-пи- питание»

Кто это поёт?
А о чём он поёт?

Кто занимается питанием и воспитанием?

Знаете ли вы, когда ёж не колется, птица не летает, лягушка не прыгает?
Давайте попробуем сформулировать тему урока.
Так о ком и о чём мы с вами сегодня поведём разговор?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Слушают отрывок  из песни.

Цыплёнок.
О питании и воспитании.

Родители.

Когда они ещё маленькие.

Про больших и маленьких.

У кого какие детёныши рождаются?
Как о них заботятся родители?

Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные  УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
поиск и выделение информации
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные УУД:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: целеполагание;
оценка

5. Построение проекта выхода из затруднения

Работа с учебником.
Игра «Найди детёныша»
– Рассмотрите рисунок в центральной части разворота. У каких животных весной появляются детёныши?
Подбери пару.
Кабан, медведь, поросята, зайчата, утка, медвежата, лягушка, бельчата, заяц, утята, головастик, белка.

 

Все ли они похожи на своих родителей?
Приведите примеры.

Работа с электронным учебным пособием «Природа – человек – общество».
Давайте посмотрим как на свет появляется лягушка.

Что происходит с детёнышами после появления их на свет?
Как?

Работа в парах.

Дети работают с карточками.

Кабан – поросята, медведь – медвежата,  заяц – зайчата,
утка – утята,
лягушка – головастик, белка –  бельчата.

Нет.
Ответы детей.

Дети просматривают анимацию

За ними ухаживают их родители.
Кормят, обогревают, защищают.

Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные  УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение;
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей, доказательство;
Коммуникативные УУД:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
разрешение конфликтов
Регулятивные:
целеполагание; оценка

6. Физминутка

Гусята у водицы гогочут, голосят.
Глядит, не наглядится гусыня на гусят.
Глядит, не наглядится, гусятами гордится:
– Га-га! Гусята эти горластей всех на свете!

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

7. Первичное закрепление

Работа с учебником.
Расскажите по рисункам, как птицы заботятся о своих птенцах.

Работа в парах.
Дети составляют рассказы.

Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
смысловое чтение;
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство;
Коммуникативные УУД:
кооперация с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов
Регулятивные:
оценка

8. Закрепление изученного

1. Игра «Доскажи словечко»

Помогите малышам: потеряли дети мам.
Без родителей, одни попадут в беду они.
Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший – не догонит мама ... .
Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … .
Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.
Не бойся, не заблудится, придет домой ... .
Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?
У сарая за кадушкой червяка нашла ... .
– Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда ваша мама ... .
Олененок-озорник за кустом к земле приник.
Притаился тихо-тихо: пусть поищет ... .
Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться мама ослика – ... .
Забрели четыре брата в поле сладкого овса.
– Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет ... .
Куда бы спрятаться козленку?
Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! – это стрекоза.
Прогонит вмиг ее ... .
Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья – не узнает детей ... .
Ну-ка марш назад, цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется
Ваша мама ... .
– Му-у! – мычит теленок. – Му-у!
Очень грустно одному!
– Му-у! – охрип малыш от рева.
– Му-у! – нашла его ... .
Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят малыши благодарят.

Я. Пишумов

2. Игра «Узнай мой домик».

Роет, роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет – строит ловко
Спальню и кладовку.

(Крот – нора.)

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!

(Бобёр – хатка.)

Модница крылатая:
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно.

(Оса гнездо.)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.

(Ласточка – гнездо.)

Дети  хором называют
слова, делают вывод.

Вывод: животные приносят потомство          (размножаются) и заботятся о нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют животное и его дом-постройку, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: многие животные строят жилища для себя и своего потомства.

Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные УУД:
кооперация с учителем и сверстниками;
Регулятивные:
коррекция,оценка

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Что нового вы узнали на уроке?
– Когда появляется потомство у животных?
– Как появляется потомство у лягушек?
– Понравился ли вам урок?
– Где испытывали трудности?
– За что бы ты похвалил себя на уроке?

Ответы детей.

КоммуникативныеУУД:
кооперация с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: 
оценка