Занятие по коммуникации в старшей группе "Дифференциация звуков[з] и [ж] в словах, фразах"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Развивающие:

  • Совершенствовать внимание, память, мышление.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать графические навыки, мелкую моторику.
  • Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

Обучающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Закрепить навык правильного произношения звуков “з” и “ж”.
  • Продолжать дифференциацию звуков “з” и “ж” в словах и фразах.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу заходят дети и садятся полукругом. Стук в дверь. Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости – Весёлый язычок с Незнайкой. Посмотрите на них внимательно. Какие у нас гости? (красивые, доброжелательные, весёлые).

2. Основная часть.

На столе воспитателя “Весёлый язычок”.

Воспитатель: “Дети, сегодня “Весёлый язычок” решил сделать с вами зарядку.

  • Выглянул Язычок из домика – обежал вокруг домика (дети делают круговые движения кончиком языка по губам);
  • Попрыгал вверх – вниз (делают движения кончиком языка с верхней на нижнюю губу);
  • Покатался с горочки (выгибают спинку языка вперёд, верхние резцы скользят сверху вниз по спинке языка);
  • Замёрз, закрыл двери (улыбаются, втягивают воздух сквозь сомкнутые зубы, затем плотно сжимают губы).

1. Пока мы с вами делали зарядку для язычка, наш гость Незнайка замерз.

Незнайка: - Ох, как холодно! Давайте встанем, чтобы согреться, сядет тот, кто вспомнит и назовёт слова со звуком “З”, затем со звуком “Ж”.

2. Воспитатель: - Незнайка, есть ещё интересная игра, хочешь, научим тебя играть, если ты говоришь “зо”, то ребята отвечают тебе “жо”. Попробуем и мы так говорить.

  • ЗО –
  • ЖО –
  • ОЗ –
  • ОЖ –
  • ЗА –
  • ЖА –
  • АЗ –
  • АЖ –
  • ЗУ –
  • ЖУ –
  • УЗ –
  • УЖ –
  • ЫЗ –

ЫЖ –

3. Воспитатель: - Незнайка, какие звуки ты вызвал к нам?

Незнайка: - Ззнаю, ззнаю! Ой, жжабыл!

Воспитатель: Помогите Незнайке в первую звуковую коробку собрать картинки со звуком “З”, а в другую коробку со звуком “Ж”.

4. Незнайка: - Дети, поиграйте со мной в “Добавлялки”. Я буду начинать, а вы добавлять.

  • За – за – за – вот идёт ...коза.
  • Зу – зу – зу – зайку моем мы в ...тазу.
  • Зе – зе – зе – дам траву ...козе.
  • Зы – зы – зы – это новые ...тазы.
  • Зи – зи – зи – сено ...отвези.
  • Жа – жа – жа – убежали два ...ежа.
  • Жу – жу – жу – ежу кофточку ...вяжу.
  • Жи – жи – жи – здесь ползают ...ежи.
  • Же – же – же – мы закончили ...уже.

5. Незнайка: - Дети, помогите мне закончить стихотворение “Доскажи словечко”.

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало... (жарко).

А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики).

Как на тоненький ледок
Выпал беленький...(снежок).

А слониха, вся дрожа,
Так и села на... (ежа).

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка, кто же это?.. (зайка).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку, быстро делаю...(зарядку).

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная...(задача).

- Молодцы, всё правильно мне подсказали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

“На лыжах”.

Вся земля в снегу. (Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах).
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной. (Меняют направление движения).
Хорошо в лесу зимой: (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, тянутся   вверх).
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами. (Наклоняются, дотрагиваются ладонями до носков).
Эй, ребята, кто за нами? (Кружатся на месте. Вновь идут по кругу).

6. Стихотворение – небылица.

Незнайка: - А вы, ребята, умеете говорить громко, тихо?

Воспитатель: “Конечно, умеют”.

Незнайка:- Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте повторить его громко, тихо.

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьёшь ты даже гвоздик.

Подведение итогов:

Наше занятие закончено. Как нам понравилось с вами играть, можно мы ещё придём к вам в гости и вместе с вами ещё поиграем в интересные игры?