Пояснительная записка
Средством осуществления ценностных ориентации становится детский коллектив, как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.
Первым коллективом для ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывающегося в детском доме становится "группа" затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.
Индивидуальность ребенка формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы – общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.
В коллективе, всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.
Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллектив е свои способности и стремления.
Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности воспитанников, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.
Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива. Поэтому так важно сформировать здоровый «детский коллектив».
Цель программы: формирование здорового, качественного детского коллектива воспитанников с задержкой психического развития в условиях детского дома.
Задачи:
- освоение тактики продуктивного взаимодействия ребенка с ЗПР среди сверстников
- формирование у детей с ЗПР представлений о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;
- закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации.
Формирование «Духа единства»
Формировать «Дух единства» помогают игры и тренинги, которые не потребуют определенного количества участников. Таким образом, можно одновременно задействовать сразу всех своих подопечных. Групповые игры и тренинги (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями.
Упражнение «Приветствие»
Дети стоят по кругу. Ведущий (выбирается по считалочке) называет свое имя и делает приветственный жест, затем перебрасывает мяч кому то из играющих. на его выбор. Каждый воспитанник стоящий в кругу должен поймать мяч и назвать свое имя.
Воспитательский час «Все решаем сами»
Совместно с воспитанниками решить общие вопросы в соответствии с режимом детского дома утвердить график дежурств, график посещения внутренних мероприятий, обсудить оформление и название группы и.т.д.
Игра «Подари свою улыбку»
Ход игры: Дети садятся в круг берутся за руки, смотрят в глаза соседу и дарят ему молча самую добрую по их мнению улыбку по очереди.
Игра «Именинник»
Ход игры: по считалочке выбирается именинник. Дети по очереди дарят ему подарки, описывая их жестами не произнося при этом наводящие слова изменник должен угадать, что именно ему хочет подарить тот или иной ребенок. Затем воспитанникам предлагается придумать будущее имениннику (например, пойдешь в школу потом в институт, потом купишь себе вертолет и улетишь на Канары). Именинником должен побыть каждый воспитанник.
Игра «Цепи кованные»
Ход игры: воспитанники делятся на две команды встают в шеренгу и крепко держатся за руки задача второй команды расцепить сжатые руки, те кто не смог расцепить становится участником первой команды.
Спортивная игра «Перетяни канат» (проводится в спортивном зале)
Ход игры: воспитанники группы делятся на две команды. ( задача воспитателя распределить команды так, что бы дети «изгои» предпочтительно были в команде «лидера». Каждая команда берет в руки канат. Победителем считается та команда, которая перетянула противоположную команду на свою сторону.
Организация совместных воскресных прогулок:
Пикник на природе – необходимо организовать действие группы так, что бы каждый из воспитанников участвовал в процессе подготовки пикника.
Походы в музей, цирк, мюзиклы, театральные представления по плану мероприятий детского дома.
Такие мероприятия идеально подходят для
создания общего положительного эмоционального
фона внутри юного коллектива.
Выше перечисленные игры могут повторяться,
использоваться в виде разминки. Или при
необходимости сменить вид деятельности.
Организация театрального представления
Ход организации:
- Выбрать сказку
- Распределить роли
- Определиться с выбором костюмов и декораций
- Заучивание текста (текст должен быть легким, доступным для ребенка, значение всех слов должно быть понятно воспитаннику)
- Репетиция
- Непосредственно представление
- Награда и похвала всех участников
Создание традиций которые будут существовать только в данной группе
- Чтение детской литературы перед сном
- Зарядка под определенную музыку (которую дети выберут совместно)
- Создание речёвок и девиза группы
- Создание «Индикатора настроения» вырезать из картона кружки красного и белого цвета. Поставить на доступное место две не бьющиеся баночки или коробочки. В конце дня каждый ребенок кидает в одну из баночек кружочек красного или белого цвета. Красный цвет означает, что день у ребенка прошел не очень хорошо. Белый –означает хороший день. Таким образом, воспитатель сможет определить общее настроение группы и поговорить и обсудить с воспитанником победы и неудачи.
- Поздравление именинников рисунками нарисованными воспитанниками и размещение их в информационном уголке группы.
В соответствии с программой воспитатель разрабатывает ежедневную план сетку, в которую помимо мероприятий положенных по режиму детского дома, включает мероприятие по формированию детского коллектива.