Цель: получение новых знаний по теме “бионика”
Задачи:
1. Предметные:
- формирование знаний о бионике, как междисциплинарной науке;
- формирование представления о бионике, и её значении в жизни человека
2. Метапредметные:
- Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать результат;
- Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- Участвовать в диалоге, слушать других и высказывать свою точку зрения;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- Формирование умения работать с текстом, раздаточным материалом, развитие логического мышления;
- Совершенствование навыков получения информации в сети Интернет
3. Личностные:
- Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм
Ход урока
1. Актуализация знаний
Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, прочностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций. Большинство человеческих изобретений уже “запатентовано” природой. И доказательства этой мысли можно встретить на каждом шагу.
Совсем недавно родилась наука бионика, цель которой - помочь человеку перенять "секреты" у живой природы. Природа создала необыкновенно совершенные живые механизмы. Ученых привлекает скорость и принцип передвижения дельфинов, китов, кальмаров, пауков, кротов, кенгуру, искусство полета птиц и насекомых, особенности органов зрения мух, лягушек, органов слуха медузы, "секреты" эхолокаторов летучих мышей, термолокаторов гремучих змей и т.д. и т.п.
2. Постановка проблемы: Запуск радиоуправляемого вертолета.
Вопрос: Как данная игрушка может быть связана с темой сегодняшнего урока? Какова эта тема? Что будет являться целью урока?
Рассмотрим некоторые конкретные достижения бионики, уже реализованные в практических целях. Для этого разделимся на группы. Вы будете проводить исследование по различным темам и представите его результаты с помощью лего - конструктора и процессора NXT в виде реальной модели объекта исследования. На столах у вас дополнительные источники информации, возможность выхода в сеть Интернет (ссылки указаны), конструктор “Перворобот”.
Названия групп:
- Дырчатые, сетчатые, решетчатые и ребристые конструкции
- Живые радары
- Живые землеройные снаряды
- Биомеханические модели
- Гидро- и аэродинамика живых систем
- Живые компасы
3. Творческая работа в группах, защита творческих работ, выполненных на уроке.
Вы своими руками создали биороботов, наделённых самыми совершенными признаками живого. Мы наглядно убедились, что человек придумывает только то, что уже есть в природе, но обогнать природу мы вряд ли сумеем. Она даст фору любому, самому совершенному механизму. К сожалению огромное количество живых организмов уже исчезло: либо по естественным причинам, либо в результате деятельности человека. И в настоящее время остро ощущается острая необходимость в сохранении оставшихся видов на Земле. Оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня пользоваться созданиями мастерской природы, зависит не только материальное благополучие людей на планете, но и развитие творческой мысли человека, развитие техники, медицины, искусства и всего прогресса на земле.
4. Рефлексия
Придумать синквейн по уроку
5. Домашнее задание
Используя дополнительные источники информации привести примеры достижения бионики, реализованные на практике и не рассмотренные на уроке.
Подумайте, какие объекты на территории города Жирновска созданы благодаря бионике.
Источники информации:
- Мастерская природы. 32 открытки. Изд. “Изобразительное искусство”, М.,1981.
- Тудор Оприш. Занимательная бионика. Изд. “Альбатрос” Бухарест, 1986.
- Доктор Карл Шукер. Удивительные способности животных. О.В.. Иванова, И.Г. Лебедев, перевод на русский язык, 2000. ООО “ТД Изд-во Мир книги”, 2006.
- Ц.Н.Феодосиевич, Г.И. Иванович. Бионика в школе. Киев: 1990.
- Ю.Г.Симвков. Живые приборы. М.: 1986.
- И.И.Гармаш. Тайны бионики. Киев: 1985.
- Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М.: 1967.
- Мартека В., Бионика, пер. с англ., М.: 1967.
- Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М.: 1968.
- www.ru.wikipedia.org
- www.biomolecula.ru
- www.popmech.ru
- www.roboting.ru
- www.elus1965.narod.ru
- www.financepro.ru/mir-nanotekhnologijj.html
- www.t-generation.ru
- www.cnews.ru
- www.bio.fizteh.ru
- www.nanonewsnet.ru
- www.computerra.ru
- www.zoojournal.ru
- www.transhuman.ru
- www.bionic-life.com