Урок по теме "Бионика - мастерская природы". 7-й класс

Разделы: Физика, Биология

Класс: 7


Цель: получение новых знаний по теме “бионика”

Задачи:

1. Предметные:

  • формирование знаний о бионике, как междисциплинарной науке;
  • формирование представления о бионике, и её значении в жизни человека

2. Метапредметные:

  • Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать результат;
  • Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • Участвовать в диалоге, слушать других и высказывать свою точку зрения;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • Формирование умения работать с текстом, раздаточным материалом, развитие логического мышления;
  • Совершенствование навыков получения информации в сети Интернет

3. Личностные:

  • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм

Ход урока

1. Актуализация знаний

Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надежностью, прочностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций. Большинство человеческих изобретений уже “запатентовано” природой. И доказательства этой мысли можно встретить на каждом шагу.

Совсем недавно родилась наука бионика, цель которой - помочь человеку перенять "секреты" у живой природы. Природа создала необыкновенно совершенные живые механизмы. Ученых привлекает скорость и принцип передвижения дельфинов, китов, кальмаров, пауков, кротов, кенгуру, искусство полета птиц и насекомых, особенности органов зрения мух, лягушек, органов слуха медузы, "секреты" эхолокаторов летучих мышей, термолокаторов гремучих змей и т.д. и т.п.

2. Постановка проблемы: Запуск радиоуправляемого вертолета.

Вопрос: Как данная игрушка может быть связана с темой сегодняшнего урока? Какова эта тема? Что будет являться целью урока?

Рассмотрим некоторые конкретные достижения бионики, уже реализованные в практических целях. Для этого разделимся на группы. Вы будете проводить исследование по различным темам и представите его результаты с помощью лего - конструктора и процессора NXT в виде реальной модели объекта исследования. На столах у вас дополнительные источники информации, возможность выхода в сеть Интернет (ссылки указаны), конструктор “Перворобот”.

Названия групп:

  1. Дырчатые, сетчатые, решетчатые и ребристые конструкции
  2. Живые радары
  3. Живые землеройные снаряды
  4. Биомеханические модели
  5. Гидро- и аэродинамика живых систем
  6. Живые компасы

3. Творческая работа в группах, защита творческих работ, выполненных на уроке.

Вы своими руками создали биороботов, наделённых самыми совершенными признаками живого. Мы наглядно убедились, что человек придумывает только то, что уже есть в природе, но обогнать природу мы вряд ли сумеем. Она даст фору любому, самому совершенному механизму. К сожалению огромное количество живых организмов уже исчезло: либо по естественным причинам, либо в результате деятельности человека. И в настоящее время остро ощущается острая необходимость в сохранении оставшихся видов на Земле. Оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня пользоваться созданиями мастерской природы, зависит не только материальное благополучие людей на планете, но и развитие творческой мысли человека, развитие техники, медицины, искусства и всего прогресса на земле.

4. Рефлексия

Придумать синквейн по уроку

5. Домашнее задание

Используя дополнительные источники информации привести примеры достижения бионики, реализованные на практике и не рассмотренные на уроке.

Подумайте, какие объекты на территории города Жирновска созданы благодаря бионике.

 Источники информации:

  1. Мастерская природы. 32 открытки. Изд. “Изобразительное искусство”, М.,1981.
  2. Тудор Оприш. Занимательная бионика. Изд. “Альбатрос” Бухарест, 1986.
  3. Доктор Карл Шукер. Удивительные способности животных. О.В.. Иванова, И.Г. Лебедев, перевод на русский язык, 2000. ООО “ТД Изд-во Мир книги”, 2006.
  4. Ц.Н.Феодосиевич, Г.И. Иванович. Бионика в школе. Киев: 1990.
  5. Ю.Г.Симвков. Живые приборы. М.: 1986.
  6. И.И.Гармаш. Тайны бионики. Киев: 1985.
  7. Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М.: 1967.
  8. Мартека В., Бионика, пер. с англ., М.: 1967.
  9. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М.: 1968.
  10. www.ru.wikipedia.org
  11. www.biomolecula.ru
  12. www.popmech.ru
  13. www.roboting.ru
  14. www.elus1965.narod.ru
  15. www.financepro.ru/mir-nanotekhnologijj.html
  16. www.t-generation.ru
  17. www.cnews.ru
  18. www.bio.fizteh.ru
  19. www.nanonewsnet.ru
  20. www.computerra.ru
  21. www.zoojournal.ru
  22. www.transhuman.ru
  23. www.bionic-life.com