Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году заявил следующее: “Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...”.
В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.
Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.
В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,
Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:
- создание единого информационного пространства;
- обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
- распространение успешных педагогических практик;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- повышение профессионального уровня;
- поддержка новых образовательных инициатив.
- сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
- возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
- возможности общения (форум, чат, комментарии);
- дистанционное обучение;
- участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
- создание собственных электронных страниц (портфолио)
Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества- это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.
Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.
Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.
Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.
Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как
- Обучающий семинар
- Виртуальная конференция
- Конкурс
- Проект
- Акция
- "Мастерская"или мастер-класс
- Обсуждение в чате
- Фестиваль проектов
- Телеконференция
Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.
В Росси в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:
Самый многочисленный, содержащий огромное количество полезных материалов, постоянно организующий всевозможные конкурсы, акции , интернет-семинары, удобную форму общения учителей всей страны - Сеть творческих учителей.http://www.it-n.ru/ на портал “Сеть творческих учителей” ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется.
С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики
В этой связи, особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала “Сеть творческих учителей”, который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.
Очевидны и концептуальные особенности работы портала, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов проекта и его участников:
1. Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;
2. Возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;
3. Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;
4. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);
5. Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;
6. Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.
Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов (свыше 80% активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты) позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.
Еще один масштабный интернет-проект для учителей-http://pedsovet.org/ Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации.
Сетевое сообщество “Открытый класс”http://www.openclass.ru/ предлагает ЦОР, мастер-классы, дистанционное обучение и мн.др
Другой пример сетевого сообщества российских учителей это проект “Интернет - государство учителей” (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта - Создание сетевого сообщества творческих учителей.
Профессиональное сообщество педагогов “Методисты.ру”. http://metodisty.ru/ Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.
Часто задают вопрос, а существуют ли какие-то критерии эффективности деятельности сетевых учительских сообществ. Да, такие критерии были сформулированы в результате исследований, проведенных АПКиППРО в 2007-2008 гг. по Государственному контракту № П 931 от 03 декабря 2007г... В качестве основных критериев отбора и анализа существующих практик организации методической деятельности и сетевого взаимодействия педагогов на образовательных порталах как инновационного методического ресурса здесь использовались:
- аксиологическая определенность и выраженность сайта (портала), позволяющая установить миссию сайта, его цели и задачи, целевые группы пользователей, к которым должны относиться работники образования, общего, в частности;
- посещаемость портала, выражающаяся в количестве посещений зафиксированных на портале;
- продолжительность деятельности портала (жизненный цикл), позволяющая установить начало работы портала и его продолжительность;
- разнообразие видов педагогической деятельности показывает возможность использования портала для организации и поддержки сотрудничества, взаимодействия педагогов, саморазвития, самоутверждения и самореализации педагогов;
- совместная методическая деятельность показывает возможность использования портала в целях разработки образовательных ресурсов, имеющих методическую направленность;
- праксеологическая направленность сайта (портала), организация и поддержка сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов для выявления эффективного и инновационного педагогического опыта; совместная выработка критериев и показателей эффективной педагогической практики; разработка норм и правил эффективного сетевого сотрудничества в области создания методических продуктов;
- информативность, контентная насыщенность и проективность сайта (портала), проявлением которых являются разнообразие содержания и ресурсов, предлагаемых педагогам для освоения и использования, динамизм информационной среды сайта, включенность педагогов в ее наполнение с учетом перспектив развития образования;
- коммуникативная направленность сайта (портала), выражающаяся в насыщенности Web-среды сайта (портала) сервисами, обеспечивающими сетевые коммуникативные тренинги, восстановление и развитие у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах.
Соответственно, к критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:
1. Число активных участников.
2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).
3. Динамизм сообщества
3.1.Рост числа активных участников
3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость
3.2.Плотность обсуждения
4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)
5. Оформление страницы сообщества
6. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)
7. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению.... педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).
8. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:
8.1.Информационная
8.2 Методическая
8.3.Экспертно-аналитическая
8.4.Консультативная
8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)
8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)
8.7.Олимпиадная и проектная деятельность
9. Методическая направленность взаимодействия:
9.1.Публикация методических разработок
9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов
9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества
9.4.Общественная экспертиза
9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие
10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)
10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума
10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)
10.3. Информирование о деятельности сообщества
10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества
10.5 Информационное консультирование
Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки. Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.
Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества? После проведенного опроса среди ряда педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.
После опроса 56 учителей школы был подведен итог, представленный в виде диаграммы. Учителям разрешалось давать несколько положительных ответов по поводу их отношения к работе сетевых сообществ.
Комментируя диаграмму, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи. На достаточно низком уровне пока стоит ИК-компетентность педагогов, что диктуется возрастом и др. факторами. Безусловно, надо внедрять краткосрочные курсы, решающие проблему ИКТ-грамотности, чтобы у учителей не возникало подобных трудностей в работе. Всего 5% педагогов сказали, что не видят смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на очень средний уровень владения ИК-технологиями, 72% учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе.
Что дает участие в сетевых сообществах?
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.
Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что автор статьи является членом пяти сетевых сообществ с помощью которых были освоены: работа в приложении PhotoStory, создание презентаций на платформе Prezi, обсуждены созданные автором ЭОР, получена квалифицированная помощь по вопросам работы по созданию дистанционных курсов, на уроках активно используются доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны, и.т.д
Конечно, и создателям сетевых сообществ необходимо прислушиваться к критике педагогической общественности и стремиться к использованию более доступного интерфейса сетевых сообществ для активного привлечения педагогов разных возрастных категорий. Важной задачей является также унификация составных элементов сетевых сообществ, что позволило бы без сложностей работать не в одном, а разных сообществах.
Ну и, безусловно, идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЦОР.
Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.
Единое информационно-образовательное пространство педагога можно представить с помощью схемы:
Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.
Приложение 1
- Ссылки на использованные материалы сети интернет:
- http://vio.uchim.info/Vio_62/cd_site/articles/art_1_3.htm
- http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_3_8.htm
- http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D0%
BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%
B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%
81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%
BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%3F - http://www.it-n.ru/
- http://pedsovet.org/
- http://www.openclass.ru/
- www.intergu.ru
- http://metodisty.ru/
- http://lingvist.ucoz.ru/load/7-1-0-20
- http://177spb.edusite.ru/p232aa1.html
- А.А. Калмыков и Л.А. Коханова "Интернет-журналистика", 2005 г, издательство "ЮНИТИ-ДАНА" http://vio.fio.ru/vio_28/cd_site/Articles/art_1_12.htm