Урок обучения грамоте по теме "Буквы "Я, я"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (675 кБ)


Цели урока:

  • познакомить с гласной буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й,а];
  • работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор;
  • воспитывать дружбу, доброту, уважение к родным, друг к другу, чувства коллективизма.

Оборудование: схемы слов, схемы звуков, предметные картинки, карточки со словами, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход урока:

I. Организационный момент
Учитель Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Николаевна, я проведу сегодня  вас урок обучения грамоте.
Тема нашего урока  «Буквы Я, я»
II. Постановка темы урока
«Вирус» Извините, что я Вас прерываю, но никакого урока у вас сегодня не получится, потому, что Я – это моя буква, и я ее похищаю….  (пропадает)
Слайд 1.
Учитель Ребята, что же нам теперь делать. Кто-то похитил нашу букву??? Где нам теперь ее искать???
Дети Дети делают предположения:
Букву похитил компьютерный вирус.
И искать ее надо ГДЕ?
В букваре?
В стране грамматики???
В царстве гласных букв???
Слайд 2.
III. Актуализация опорных знаний
Учитель Ребята может быть кто-нибудь, что-нибудь знает об этой букве?
Дети
Учитель Ребята, буква Я оставила нам подсказку как попасть в Царство гласных букв, возьмите письмо давайте его прочитаем…. В этом письме пропущены слова с буквой Я.
Давайте восстановим текст и найдем дорогу… Работать будем по предложениям.
Письмо Идите через … сад. Затем по … дорожке пройдите … шагов до глубокой … и поверните налево. Идите … до высокого …
– Прочитаем первое предложение. Какое слово пропущено?
– Напоминаю, что слова пропущены с буквой Я.
Какое дерево изображено на картинке?
– Значит, какой сад? (яблоневый)
– Прочитаем второе предложение. Оно длинное и в нём три слова пропущено. Посмотрите какого цвета дорожка на рисунке. (жёлтого)
– Кто догадался какая это дорожка?
– Я вам подскажу это полудрагоценный камень, который добывают из моря. Янтарь.
– Какая эта дорожка? (Янтарная)
– Сколько шагов надо пройти? (пять)
– До чего надо дойти? (до ямы)
– Хорошо, молодцы, не свалились в яму. Давайте прочитаем предложение , которое у нас получилось.
– Следующее предложение.
– Идите как? (прямо)
– До чего? (до дерева)
– До какого дерева? (до ясеня)
– Молодцы.
Учитель Ребята, смотрите! Вот оно царство гласных букв, Какие буквы мы здесь встретим??? Слайд 3.
Дети Дети называют гласные буквы: А, О, У, Ы, И, Э и  Е, Ё, Ю, Я
Учитель – Ребята, а почему эти гласные живут на разных улицах?
– Почему одни буквы живут на правой стороне, а другие на левой?
Дети Должны сделать вывод, что  буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать два звука, а буквы А, О, У, Ы, И, Э – один.
Смотрите, буква я тоже живет на этой стороне, значит ...
Дети Может обозначать два звука
Учитель Но это ребята надо проверить.
IV. Работа над новым материалом
Учитель Ребята, давайте заглянем в  домик буквы Я. Слайды 4, 5.
«Вирус» Ага, а я уже и тут побывал, не найдете вы тут ничего!!!
Учитель Ребята, смотрите, сколько здесь слов на букву Я. Слайд 6.
Учитель У вас на партах лежат карточки с картинками, нам необходимо рассмотреть все карточки и слова, которые написаны. Давайте соотнесем картинки и их названия. Посмотрите что у нас получилось.
Язык Маяк Пламя
Яблоко Мяч Земля
Учитель Итак, мы назвали все предметы, скажите ребята, а можем ли мы  разделить все эти слова на группы? Какие???
  • Слова, где Я стоит в начале слова.
  • Слова, где Я в середине слова.
  • Слова, где Я в конце слова.
Учитель Итак, ребята, буква Я может быть, как и в начале слова, так и в середине и в конце.
Дети – Давайте поставим ударение в словах и разделим их на слоги. Вы делаете это карандашом на карточках.

Язык

– Какая гласная ударная?
– Как определить ударение?
– Как разделить на слоги? Сколько слогов в слове?
Затем в каждом слове ставится ударение, и слово делится на слоги. (в презентации это все видно)
Слайды 7-19.

Физкультминутка  
Учитель – Ребята, посмотрите буква Я может образовывать отдельный слог, а может быть в составе слога.
Учитель – Прочитайте эти слова ещё раз.
– Какие  из этих слов могут помочь нам найти путь.
Маяк. Язык.
Учитель Ребята, эти слова непростые именно они помогут нам отыскать нужный путь, почему, как вы считаете?
Дети Дети высказывают предположение  о том, что значение этих слов –
Язык – средство общения, поэтому при помощи языка мы можем узнать все что хотим, дорогу, например, говорят язык – до Киева доведет.

Маяк – это прибор указывающий путь морякам.
Давайте, ребята составим схемы слов, но сначала поставим ударение и разделим предложенные слова на слоги.
– Возьмите карточки.
– Слово язык. Давайте посчитаем сколько звуков в этом слове. (йазык)
– А в слове сколько букв? (5)
– Какой первый звук? И т.д.
– А я не поняла почему звуков больше, чем букв?
– Какая буква обозначает два звука?
– В какой позиции находится буква Я? (в начале слова)
– Слово маяк. Давайте посчитаем сколько звуков в этом слове. (майак)
– А в слове сколько букв? (5)
– Какой первый звук? И т.д.
– А я не поняла почему звуков больше, чем букв?
– Какая буква обозначает два звука?
– В какой позиции находится буква Я? (после гласного)
– Так когда буква Я обозначает 2 звука?
– В начале слова и после гласного.
Слайды 20-21.

Учитель Смотрите, ребята, мы вновь на янтарной дорожке.
«Вирус» Ха,_ха, но главного секрета буквы Я я вам никогда не узнать… потому, что не догнать вам меня, нет, не поймать, я самый хитрый, я самый быстрый, я самый большой, самый, самый, Я, Я, Я! (взрывается)
Слайд 21.
Учитель Ребята, что-то я не поняла, что произошло???
Дети Дети предполагают, что вирус взорвался, и его погубило его собственное яканье.
Учитель Да, ребята так бывает, что, зазнавшись, человек теряет свое собственное Я и превращается в пустое место, но о каком секрете говорил  нам вирус???
Слайды 22-26
Учитель – Давайте вспомним что он кричал? (Я)
– А давайте и мы ответим с вами на вопросы?
– Прочитайте на карточки вопросы и ответьте на те из них, в которых спрашивается о вас, подпишите в облаках?
– Посмотрите как печатается буква Я.
– Например, я могу ответить на первый вопрос.
Как мы называем сами себя?
Я!
Так мы называем себя буквой, или, что же, мы сами буквы, что ли?
Нет, мы слова!
Слайд 27.
Учитель Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Я не только буква Я –
Буква-слог и слово!
Учитель – Какой вывод можем сделать?
Буква обозначает ещё и слово.
V. Итог урока
Учитель Давайте вспомним, что мы узнали о букве Я. (ссылается на подсказки на доске!)

1. Буква, обозначающая гласный звук.
2. Может образовывать слог и быть частью слога.
3. Может обозначать 2 звука: в начале слова и после гласного.
4. Может обозначать целое слово.

Учитель – Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке.
Спасибо вам огромное.