Цели урока:
- познакомить с гласной буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й,а];
- работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор;
- воспитывать дружбу, доброту, уважение к родным, друг к другу, чувства коллективизма.
Оборудование: схемы слов, схемы звуков, предметные картинки, карточки со словами, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент | |||||||
Учитель | Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия
Николаевна, я проведу сегодня вас урок
обучения грамоте. Тема нашего урока «Буквы Я, я» |
||||||
II. Постановка темы урока | |||||||
«Вирус» | Извините, что я Вас прерываю, но
никакого урока у вас сегодня не получится,
потому, что Я – это моя буква, и я ее похищаю….
(пропадает) Слайд 1. |
||||||
Учитель | Ребята, что же нам теперь делать. Кто-то похитил нашу букву??? Где нам теперь ее искать??? | ||||||
Дети | Дети делают предположения: Букву похитил компьютерный вирус. И искать ее надо ГДЕ? В букваре? В стране грамматики??? В царстве гласных букв??? Слайд 2. |
||||||
III. Актуализация опорных знаний | |||||||
Учитель | Ребята может быть кто-нибудь, что-нибудь знает об этой букве? | ||||||
Дети | … | ||||||
Учитель | Ребята, буква Я оставила нам подсказку
как попасть в Царство гласных букв, возьмите
письмо давайте его прочитаем…. В этом письме
пропущены слова с буквой Я. Давайте восстановим текст и найдем дорогу… Работать будем по предложениям. |
||||||
Письмо | Идите через … сад. Затем по …
дорожке пройдите … шагов до глубокой … и
поверните налево. Идите … до высокого … – Прочитаем первое предложение. Какое слово пропущено? – Напоминаю, что слова пропущены с буквой Я. – Какое дерево изображено на картинке? – Значит, какой сад? (яблоневый) – Прочитаем второе предложение. Оно длинное и в нём три слова пропущено. Посмотрите какого цвета дорожка на рисунке. (жёлтого) – Кто догадался какая это дорожка? – Я вам подскажу это полудрагоценный камень, который добывают из моря. Янтарь. – Какая эта дорожка? (Янтарная) – Сколько шагов надо пройти? (пять) – До чего надо дойти? (до ямы) – Хорошо, молодцы, не свалились в яму. Давайте прочитаем предложение , которое у нас получилось. – Следующее предложение. – Идите как? (прямо) – До чего? (до дерева) – До какого дерева? (до ясеня) – Молодцы. |
||||||
Учитель | Ребята, смотрите! Вот оно царство гласных букв, Какие буквы мы здесь встретим??? Слайд 3. | ||||||
Дети | Дети называют гласные буквы: А, О, У, Ы, И, Э и Е, Ё, Ю, Я | ||||||
Учитель | – Ребята, а почему эти гласные живут на
разных улицах? – Почему одни буквы живут на правой стороне, а другие на левой? |
||||||
Дети | Должны сделать вывод, что буквы
Е,Ё,Ю,Я могут обозначать два звука, а
буквы А, О, У, Ы, И, Э – один. Смотрите, буква я тоже живет на этой стороне, значит ... |
||||||
Дети | Может обозначать два звука | ||||||
Учитель | Но это ребята надо проверить. | ||||||
IV. Работа над новым материалом | |||||||
Учитель | Ребята, давайте заглянем в домик буквы Я. Слайды 4, 5. | ||||||
«Вирус» | Ага, а я уже и тут побывал, не найдете вы тут ничего!!! | ||||||
Учитель | Ребята, смотрите, сколько здесь слов на букву Я. Слайд 6. | ||||||
Учитель | У вас на партах лежат карточки с
картинками, нам необходимо рассмотреть все
карточки и слова, которые написаны. Давайте
соотнесем картинки и их названия. Посмотрите что
у нас получилось.
|
||||||
Учитель | Итак, мы назвали все предметы, скажите
ребята, а можем ли мы разделить все эти слова
на группы? Какие???
|
||||||
Учитель | Итак, ребята, буква Я может быть, как и в начале слова, так и в середине и в конце. | ||||||
Дети | – Давайте поставим ударение в словах и
разделим их на слоги. Вы делаете это карандашом
на карточках. Язык – Какая гласная ударная? |
||||||
Физкультминутка | |||||||
Учитель | – Ребята, посмотрите буква Я может образовывать отдельный слог, а может быть в составе слога. | ||||||
Учитель | – Прочитайте эти слова ещё раз. – Какие из этих слов могут помочь нам найти путь. Маяк. Язык. |
||||||
Учитель | Ребята, эти слова непростые именно они помогут нам отыскать нужный путь, почему, как вы считаете? | ||||||
Дети | Дети высказывают предположение о
том, что значение этих слов – Язык – средство общения, поэтому при помощи языка мы можем узнать все что хотим, дорогу, например, говорят язык – до Киева доведет. Маяк – это прибор указывающий
путь морякам. |
||||||
Учитель | Смотрите, ребята, мы вновь на янтарной дорожке. | ||||||
«Вирус» | Ха,_ха, но главного секрета буквы Я я вам
никогда не узнать… потому, что не догнать вам
меня, нет, не поймать, я самый хитрый, я самый
быстрый, я самый большой, самый, самый, Я, Я, Я! (взрывается)
Слайд 21. |
||||||
Учитель | Ребята, что-то я не поняла, что произошло??? | ||||||
Дети | Дети предполагают, что вирус взорвался, и его погубило его собственное яканье. | ||||||
Учитель | Да, ребята так бывает, что, зазнавшись,
человек теряет свое собственное Я и превращается
в пустое место, но о каком секрете говорил нам
вирус??? Слайды 22-26 |
||||||
Учитель | – Давайте вспомним что он кричал? (Я) – А давайте и мы ответим с вами на вопросы? – Прочитайте на карточки вопросы и ответьте на те из них, в которых спрашивается о вас, подпишите в облаках? – Посмотрите как печатается буква Я. – Например, я могу ответить на первый вопрос. Как мы называем сами себя? Я! Так мы называем себя буквой, или, что же, мы сами буквы, что ли? Нет, мы слова! Слайд 27. |
||||||
Учитель | Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: – А вы знаете, кто я? Я не только буква Я – Буква-слог и слово! |
||||||
Учитель | – Какой вывод можем сделать? Буква обозначает ещё и слово. |
||||||
V. Итог урока | |||||||
Учитель | Давайте вспомним, что мы узнали о букве
Я. (ссылается на подсказки на доске!) 1. Буква,
обозначающая гласный звук. |
||||||
Учитель | – Молодцы ребята! Вы очень хорошо
поработали на уроке. Спасибо вам огромное. |