В наше время компьютерная графика стала основным средством связи между человеком и компьютером. С каждым днем компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных областях жизни, в том числе и в сфере изобразительного искусства. Занятия компьютерной графикой должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. <Слайд 1>
В настоящее время уделяется недостаточное внимание обучению компьютерной графике в школе с углубленным изучением изобразительного искусства. В связи с потребностью применения информационных технологий на уроках изобразительного искусстве, необходимо создать все условия для реализации обучения компьютерной графике в каждой школе. Владение компьютерными технологиями является необходимым атрибутом профессиональной пригодности специалиста в современном обществе. Интенсивное развитие компьютерных технологий привело к тому, что процесс обучения вышел на новый уровень, что позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. <Слайд 2>
Использование средств компьютерных технологий активизирует самостоятельную деятельность в учебном процессе, позволяет повысить эффективность усвоения школьниками знаний, предоставляет учителю возможность использовать больше времени на занятии для индивидуальной работы, оценивание становится объективнее. <Слайд 3>
Важными задачами, которые решаются в результате использования компьютерных технологий в процессе обучения, являются:
- активизация учебной деятельности,
- повышение эффективности и качества учебной деятельности;
- развитие культуры самостоятельной работы учеников;
- расширение сферы их самостоятельной деятельности и др. <Слайд 4>
Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера профессиональным художником и дизайнером. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент дизайнера – такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. <Слайд 5>
Значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка трудно недооценить, ведь, как верно заметил А.И. Буров, «Любое эстетическое отношение не существует без эстетического предмета, эстетический предмет есть условие формирования эстетического отношения».
На начальном этапе обучения основам дизайна необходимо формировать и развивать умения и навыки получать и обрабатывать информацию с помощью компьютерной техники для решения различных учебных и практических задач.
Векторная графика
Векторная графика представляет изображение как набор геометрических примитивов. Обычно в качестве них выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также как общий случай, кривые некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты, например, толщина линий, цвет заполнения. Слайд хранится как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих набор примитивов. При воспроизведении перекрывающихся объектов имеет значение их порядок.
Изображение в векторном формате даёт простор для редактирования. Изображение может без потерь масштабироваться, поворачиваться, деформироваться, также имитация трёхмерности в векторной графике проще, чем в растровой. Дело в том, что каждое такое преобразование фактически выполняется так: старое изображение (или фрагмент) стирается, и вместо него строится новое. Математическое описание векторного рисунка остаётся прежним, изменяются только значения некоторых переменных, например, коэффициентов. При преобразовании растровой картинки исходными данными является только описание набора пикселей, поэтому возникает проблема замены меньшего числа пикселей на большее (при увеличении), или большего на меньшее (при уменьшении). Простейшим способом является замена одного пикселя несколькими того же цвета (метод копирования ближайшего пикселя: Nearest Neighbour). Более совершенные методы используют алгоритмы интерполяции, при которых новые пиксели получают некоторый цвет, код которого вычисляется на основе кодов цветов соседних пикселей. Подобным образом выполняется масштабирование в программе Adobe Photoshop (билинейная и бикубическая интерполяция).
Вместе с тем, не всякое изображение можно представить как набор из примитивов. Такой способ представления хорош для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.
Растровая графика
Растровая графика всегда оперирует двумерным массивом (матрицей) пикселей. Каждому пикселю сопоставляется значение — яркости, цвета, прозрачности — или комбинация этих значений. Растровый образ имеет некоторое число строк и столбцов.
Без особых потерь растровые изображения можно
только лишь уменьшать, хотя некоторые детали
изображения тогда исчезнут навсегда, что иначе в
векторном представлении. Увеличение же
растровых изображений оборачивается «красивым»
видом на увеличенные квадраты того или иного
цвета, которые раньше были пикселями.
В растровом виде представимо любое изображение,
однако этот способ хранения имеет свои
недостатки: больший объём памяти, необходимый
для работы с изображениями, потери при
редактировании.
Фрактальная графика
Фрактал — объект, отдельные элементы которого наследуют свойства родительских структур. Поскольку более детальное описание элементов меньшего масштаба происходит по простому алгоритму, описать такой объект можно всего лишь несколькими математическими уравнениями.
Фракталы позволяют описывать целые классы изображений, для детального описания которых требуется относительно мало памяти. С другой стороны, фракталы слабо применимы к изображениям вне этих классов. <Слайд 6>, <Слайд 7>
На уроках дизайн-композиции мы используем такую графическую программу, как Adobe Photoshop. В настоящее время Adobe Photoshop является одной из самых популярных в мире программ редактирования изображения за счет своих широчайших возможностей, высокой эффективности и скорости работы. Она широко используется как любителям, так и профессионалами. <Слайд 8>
Пользователи программы Adobe Photoshop – фотографы, ретушеры, художники по рекламе, иллюстраторы, дизайнеры. Adobe Photoshop – это программа растровой графики, то есть любой элемент изображения строится по точкам. Программа позволяет ретушировать изображение и подвергать его спецэффектам, переносить детали одного снимка на другой, вносить текст, менять соотношение цветов и даже добавлять цвет в изображения, выполненные в оттенках серого цвета. Можно также создавать новые изображения. Для овладения всеми возможностями Adobe Photoshop необходимы значительные усилия. Большинство пользователей применяют лишь ограниченный набор приемов, которых достаточно для решения собственных задач. Данная программа имеет сравнительно небольшой набор средств для создания рисунков. С другой стороны, программа обладает прекрасными возможностями коррекции изображений, так как она создавалась именно для этих целей. Поэтому мы сами создаем картины, сканируем их и применяем разнообразные эффекты, используем разные цветовые сочетания.
Учитель играет важную роль в обучении Adobe Photoshop. Он знакомит учащихся с основами компьютерной графики, интерфейсом растрового редактора, панелью инструментов и так далее, помогает учащимся легче усваивать навыки работы с программой, а также поддерживает их, дает советы, рассказывает о применении данной программы в работе, отвечает на вопросы учащихся. Грамотно подобранный материал с пошаговыми инструкциями и скриншотами помогает учащимся быстро и самостоятельно овладеть приемами работы с редактором Adobe Photoshop. При этом перед учителем встает задача изложения «взрослых» сведений понятным для ребят языком. Вместе с тем изучение редактора порой затруднено из-за освоения большого числа операционных действий, которых необходимо донести до учеников.
При использовании графической программы Adobe Photoshop на уроках дизайн-композиции трудоемкость заключается в том, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у учащихся при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в повседневном учебном процессе. Они могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов. Применение графики не только улучшает восприятие информации учащимися и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, творческое образное мышление, столь необходимых в научной, художественной и других видах деятельности. <Слайд 9>
Применение компьютерных технологий на уроках дизайн-композиции позволяет развить у учащихся ряд ключевых компетенций:
- тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
- вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- готовность и способность обучаться самостоятельно;
- внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
- самостоятельность мышления, оригинальность;
- готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
- знание того, как использовать инновации;
- способность принимать решения;
- персональная ответственность.
Положительные аспекты занятий компьютерной графики очевидны:
- Программа занятий компьютерной графики является программой опережающего обучения, хорошо вписывается в систему образования, но может быть применена и выборочно на уроках.
- Возможность творческого проявления способностей учащихся.
- Применяя элементы программы, у учителя появляется больше возможности для индивидуальной работы с учениками имеющих разную учебную мотивацию.
- Отсутствие переживания за «неизбежность получения оценки» приводит учащегося к мотивации более активно и эффективно работать в кружке.
- Изучив программу Adobe Photoshop, ребята готовы к дальнейшему изучению других графических систем.
- Материалы занятий достаточно легко могут быть размножены, исправлены и дополнены.
- У детей появляется возможность наглядно увидеть какое из цветовых сочетаний лучше, т.к. дети делают несколько цветовых эскизов за меньшее время.
- Программа рассчитанная на 3 занятия проходится за одно, появляется больше времени на качественное выполнение работы.
- Главное, что использование графического редактора на уроках дизайн-композиции помогают создать пространство безопасности и доверия между учителем и учеником. <Слайды 10-20>
Компьютерная графика помогает оптимизировать творческий процесс создания произведения искусства, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства и художественный вкус.
Важнейшая задача развития творческого воспитания ребенка видится в том, чтобы сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам современного информационного общества. Компьютерная графика стала существенной реалией жизни человека. Современный ребенок обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания – оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.
Список литературы:
- Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов – СПб., 2004.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika.ru/text/goscom/
- Ю. Гурской, И.Гурская, А. Жвалевский. «Компьютерная графика», ЗАО Издательский дом «Питер», 2006г.
- «Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа САПР»,
- http://niac.natm.ru/graphinfo.
- Компьютерная графика и дизайн, на 2 дисках, ООО «Мультимедиа
- Технологии и Дистанционное Обучение», 2003г.