Как можно понимать слова "красивая жизнь"?

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья.

А.И. Куприн

Тип занятия: интегрированное.

Форма: ученическая интерпретация понятия «красивая жизнь»

Оборудование: презентация, раздаточный материал для деловой игры, материал для оформления игры.

Цель: попытаться раскрыть понятие «красивая жизнь».

Задачи занятия:

  • Создание условий, в которых ученик сможет:
  • развивать способности осознавать своё «Я»  в системе социальных отношений в процессе взаимодействия с действительностью;
  • излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах; научиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к  рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Пояснительная записка

Данное занятие проводится в рамках конкурса «Учитель года 2013» в 11 классе. Основное внимание обращено на формирование у детей общечеловеческих ценностей, воспитание чувства собственного достоинства, справедливости.
Целевое назначение его: опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность; уважать личность ребенка, не унижать его достоинства; стимулировать научное и моральное познание; решать проблему С детьми, а не ЗА детей; развивать у детей потребность во взаимопонимании.
Занятие проводится активными методами обучения, где учащиеся формируют навыки самоопределения, самосозидания, самореализации.
Очень важно, чтобы детям хотелось быть вместе, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободы и равенства позиции. Так же используется метод организации осмысления обучающимися  разворачивающейся перед ним жизни.

Ход мероприятия:

Учащиеся, заходя в класс, выбирают геометрические фигуры разного цвета и рассаживаются в группы по 4 человека в зависимости от выбранного цвета.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся: Дудаева Татьяна Андреевна, учитель начальных классов школы 41 п. Майский. Я за все 22 года работы в школе не работала  в старших классах. Поэтому сегодня учиться у вас буду я, жду от вас помощи и поддержки. Шестой год я преподаю совместно с батюшкой Свято-Пантелеимоновского прихода отцом Сергием Сергошиным «Основы православной культуры». Священнослужители считают, что случайностей не бывает. Каждая встреча либо урок, либо подарок. Мир ребёнка меняется после каждой прочитанной книги, после каждого просмотренного фильма, после каждой новой встречи.
Помогите прочитать мне слова:

По-белорусски  это слово читается как                         жыццё    
По-гречески                                                                         ζωή                (зои)
По-итальянски                                                                      vita              (вита)
По-китайски                                                                         生活             (шухуа)
По-польски                                                                           życie             (жиче)
По-турецки                                                                           hayat              (хаят)
По-чешски                                                                            život              (живот)
По-японски                                                                           人生               (дзисе)

(Каждое слово рекомендуется предварительно прослушать в в гугл-переводчике для более точного произношения).

Учитель. А как это слово будет звучать по-русски? Подберите как можно больше  прилагательных к слову жизнь, которые приходят вам сейчас в голову.

(Запись на доске всех предложенных учениками прилагательных)

Правильно. Сегодня мы будем с Вами обсуждать проблему: «Как можно понимать слова: красивая жизнь?»

– Какие задачи мы должны поставить перед собой, имея такую проблему?

Для себя я поставила такие задачи:

Создать на своём занятии такие условия, в которых вы сможете:

  • развивать способности осознавать своё «Я»  в системе социальных отношений в процессе взаимодействия с действительностью;
  • излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах;
  • научиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к  рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк

 (Каждая задача записана на карточках. Прочитывая каждую задачу, учитель помещает их в кармашек верхней части песочных часов,  нарисованных на плакате и прикреплённых к доске)

Обучающимся предлагается работа в группах со следующими заданиями.

1 задание. Вверху ватмана  напишите словосочетание красивая жизнь.

 

Подумайте: «Что Вам  нужно для красивой жизни?».
Запишите  существительные, которые на ваш взгляд  характеризуют в вашем представлении красивую жизнь.
Я увидела, что многие написали, что для красивой жизни им необходимо богатство, деньги, поэтому хочу поделиться с вами притчей

«О богатстве»


Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
– Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: «Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает». Подумал немного, а потом и говорит:
– Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.
Стали Бедность и Богатство прохаживать туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит:
– Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, А ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.

А вот что писал о человеческих потребностях поэт Роберт Рождественский:

Человеку надо мало:
Чтоб искал
И находил.
Чтоб имелись два начала
Друг – один
И враг – один…
Человеку надо мало:
Чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете мама.
Сколько нужно ей – жила…
Человеку надо мало:
После грома – тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь – одну.
И смерть одну.
Утром свежую газету –
С Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И – межзвездную дорогу да мечту о скоростях.
Это, в сущности, – не много.
Это, в общем-то, – пустяк.
Невеликая награда. Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то ждал.

Почему мы закрываем глаза, когда молимся, плачем, целуемся? (Ответы детей)
Наверное, потому, что прекрасные вещи в жизни мы не видим, а чувствуем сердцем. Актёр современности Леонид Ярмольник считает, что «счастье – это очень простая штука. Если ты хочешь, оно будет, если нет – то нет. Это свои ощущения внутри. Для одного счастье – что бабочка залетела в комнату, для другого – получил предложение на работу, для третьего – погода хорошая. А красивый дом и дорогая машина – это не счастье, а «эквипмент», оборудование». 

(Показ рисунков и аппликаций учеников младших классов на тему «Красивая жизнь»)

Просмотр балета «Милосердие».

– А это можно назвать красивой жизнью?

2 задание.  Составьте  синквейн на тему «Красивая жизнь»

Напомню, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Синквейн  пишется по определённым правилам:

1. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков или свойств выбранного в синквейне  предмета или объекта.
3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Вернёмся к началу занятия, когда каждый выбирал фишку определённого цвета. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни. На Руси издревле всё красивое называли красным. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Эти цвета чаще всего используют в геральдике.
Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный – цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это – «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. В Интернете нашла журнал «Красивая жизнь» (www.finelife.ru).

Как вы считаете, какие рубрики входят в него?

Вот темы нескольких номеров журнала:

Архитектура – это польза, прочность, красота
 62 маршрут. Белоруссия: слава, память, красота
Любить музыку в себе
Созидая умом и сердцем
Декорации для одиночества
Предмет вдохновения
Керамика. Не боги горшки обжигают
Флористика. На языке цветов.
Уборка – это легко.
Загар с индийским оттенком
Праздник с домашними

3 задание. Выберите 3  главных характеристики понятия «красивая жизнь» и проранжируйте их, т.е. пронумеруйте в порядке приоритетов, значимости для вас. Докажите свой выбор.

Подведение итогов занятия

Время течёт быстро.  Возвращаемся к песочным часам. Достигла ли я своих целей?

(Из верхнего кармашка  достаю записанные задачи занятия, зачитываю учащимися, если достигла, перекладываю в кармашек нижней части песочных часов).

В конце занятия хочется поделиться в Вами 2-мя притчами:

О семейной жизни

Муж и жена прожили вместе 60 лет. Не было у них секретов друг от друга, только одна тайна была у жены. На верхней полке в ее шкафу стояла коробка из-под обуви, в которую муж никогда не заглядывал. И уже став очень старой, жена слегла, она решила рассказать свой секрет и попросила мужа принести коробку. Когда муж принёс коробку и открыл ее, внутри он увидел две очень красивые вязаные куклы и пачку денег, 100 000. 
– Что это? – спросил изумленный муж. 
– Знаешь, перед нашей свадьбой моя любимая бабушка открыла мне секрет счастливой семейной жизни. Она сказала: «Если ты рассердишься на мужа, то никогда не спорь, а пойди и свяжи одну куклу». 
На глаза мужа навернулись слезы, ведь в коробке было всего две куклы. 
Тогда он спросил: 
– Ответь, что это за деньги? Ведь ты не откладывала их из тех денег, что мы тратили на хозяйство? 
– Я накопила их, продавая кукол…

О смысле жизни

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?  Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? 
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.

Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

– Желаю каждому построить храм в своей душе. Да, случайностей не бывает, Вы – мой подарок сегодня.  А на память хочется подарить Вам медали «За творческие успехи». Спасибо за работу.