Основная идея:
Изучение родного края на уроках развития устной речи и курса “Человек” является одной из важнейших задач в нашей коррекционной школе VIII вида. Физико-географические закономерности, проблемы охраны окружающей среды наиболее близки и понятны обучающимся, воспитанникам при изучении самого близкого и доступного – своей местности. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома, а в особенности нашим “особым” детям. Только опора на свой личный опыт, на свои ощущения дают положительный результат при усвоении данной тематики. Природным украшением нашей Ростовской области является река Миус с необычной историей ее названия и ярким колоритом окружающей природы. Перед моими воспитанниками 4 класса открывается уникальная возможность узнать историю славной реки.
Тип урока: нетрадиционный
Форма проведения урока: защита проектов, подготовленных обучающимися, воспитанниками под руководством учителя
Вид урока: урок защита мини-проектов
Оборудование: компьютерная презентация урока, тесты.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
- Открытие новых знаний. ( Выступление воспитанников по заранее подготовленным заданиям и просмотр презентации).
- Музыкальная пауза.
- Открытие новых знаний. ( Выступление воспитанников по заранее подготовленным заданиям и просмотр презентации).
- Практическая работа.(тестирование)
- Подведение итогов
Цели урока: создать педагогические условия, при которых обучающиеся, воспитанники смогут
Образовательные: объяснить, что такое река, исток; показать на физической карте РО реку Миус, её исток, бассейн реки.
- Развивающие: содействовать развитию творческих способностей обучающихся, воспитанников, используя приемы проектного метода обучения; характеризовать местоположение своего дома, относительно близости реки Миус и роли реки в своей жизни.
- Воспитательные: воспитывать уважение и гордость; задуматься о значении Миус-фронта в годы ВОВ.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие, создание благоприятной атмосферы.
Учитель: Я очень рада сегодня видеть вас. Надеюсь, что урок наш будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой . Я желаю вам здоровья и успехов (Порядок на столах учащихся, включенное оборудование, сконцентрированное внимание ребят ).
2. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности – 3 мин.
Учитель: Прочтите пословицы. Объясните значение этих слов. (Записаны на доске)
- Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
- Любить Родину - значит знать её.
(Ответы обучающихся, воспитанников)
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами живём на легендарной Миусской земле и любовь к малой Родине, самое главное . Наше село – частица большой Родины - России. Наш поселок Матвеев Курган уникален и неповторим в своей красоте. Здесь, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это ваши близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу. Наш мир , в первую очередь - это дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает нас и самым непосредственным образом влияет на нашу жизнь. Вы все, ребята , живёте в Матвеево Курганском районе, в разных сёлах, но всех нас объединяет наша легендарная река Миус, потому что все наши села расположены на берегах нашей славной реки . Мы с вами готовились к этому уроку, всем вам были даны задания и сейчас мы готовы рассказать о нашей славной реке Миус.
3. Открытие новых знаний. (Выступление воспитанников по заранее подготовленным заданиям и просмотр презентации) -15мин.
Учитель: Сейчас мы , ребята, вспомним как называется область в которой мы живём и найдём на карте Ростовской области реку Миус.
(Ответы обучающихся, воспитанников)
Учитель: Теперь посмотрите на другую карту . Это карта Матвеево Курганского района. Давайте покажем нашу реку и назовём сёла, через которые протекает Миус.
(Ответы обучающихся, воспитанников)
Выступление обучающихся, воспитанников.
Богунаев Антон
В нашей библиотеке я прочитал и узнал, что о названии нынешней реки Миус существует легенда. Рассказывают о запорожском казаке, который, впервые увидев речку, воскликнул: “Оця річка, як мій вус!”. Вот и “припечаталась”, мол, последняя часть его возгласа к этой степной речке. Эта остроумная народная легенда возникла, как и множество других, в результате ложного разложения звуковой формы непонятного названия.
Булынин Игорь
А мне дано было задание узнать географические показатели реки Миус. И я узнал что Миус протекает по Донецкой и Луганской области Украины и по Ростовской области Российской Федерации.
- Длина реки Миуса 258 км,
- Река Миус берет начало на склонах Донецкого кряжа.
- Ширина русла реки Миус в 15-- 25 м
- Глубина реки Миус от 0,5 м до 6 м
- Притоки реки Миус: река Крынка, река Глухая, река Крепенькая, река Нагольная.
- А впадает Миусский лиман в Азовское море.
Учитель: Мы летом отдыхаем на берегу Миусского лимана в лагере “ Рожок”
Нехаев Максим
Я очень люблю рыбалку, и поэтому мне дано было задание узнать о рыбном промысле на реке Миус. Так вот, оказывается, исстари славился своей рыбой Миус. Старики еще помнят, как шла на нерест по Миусу “красная рыба”: севрюга, осетр, в каком количестве были не менее ценные рыбец, шамая. В изобилии водились сомы, сазаны, щуки. В Москве был даже Миусский рыбный рынок, от которого нынче осталось лишь название площади. Удивительно: ловили сетями, “черпаками” и еще незнамо чем, кто сколько мог. И рыбы не убывало. Полноводной, чистой, обильной была наша река Миус еще лет 30 назад. Берега украшали вербы, камыши. Вода была чистой и прозрачной и это не смотря на то, что работали водяные мельницы, электростанции и было множество плотин. Это мой дядя с огромной щукой. А еще в нашем Миусе водится раба, занесенная в Красную книгу РФ - шамайка. Её ловит нельзя. И посмотрите во что сейчас превращается Миус
Учитель: Но ведь мы с вами так не будем поступать ,ведь правда? Мы будем стараться беречь и охранять наш Миус. Да мы уже и так с вами делаем это благое дело. Каждый год весной и осенью, всей нашей школой мы ходим в поход на берег Миуса. И вспомните ,ребята, с чего мы начинаем , приходя на Миус.
(Ответы обучающихся, воспитанников)
Учитель: Да, правильно. Мы очищаем от мусора свою территорию. И уходя, всегда оставляем за собой порядок и чистоту.
4. Музыкальная пауза
Частушки про свои сёла.
Козырева Лиза (про село Закадычное)
Если вдруг Миус замерз,
Не ходи тогда на лёд.
Оттепель начнётся
и вода кругом разольётся!
Шавырина Таня (про село Куйбышево)
А у нас Миус река
Пусть не сильно глубока.
Всем хватает трошки
На полив картошки.
Мы картошку соберём.
Быстро в город отвезём.
Там картошечка в цене,
Вот, спасибо, той воде!
Гуляева Катя (про село Русское )
Красоту Миус реки
Любят дети, старики.
Но какое ж Русское,
Без красоты Миусской!
Мицинский Даниил (про хутор Сад базу)
В Сад базе на Миусе
Рыбачу часто я.
Мне это не в обузу
Со мной мои друзья.
Миус изучен нами.
Вода легко течёт.
Рыбачу я с друзьями,
Пока не встанет лёд.
5. Продолжение выступлений с демонстрацией презентации.
Учитель: Спасибо вам за такую музыкальную паузу. Что же интересного мы услышали из частушек. (ответы воспитанников: и ловят рыбу, и поливают огороды и любуются красотами Миуса). Мы продолжаем рассказ о нашем Миусе. И сейчас нам ребята расскажут об героических годах времен Великой Отечественной войны.
Щукин Саша
Об удивительном прошлом Миуса, который вошел в историю Великой Отечественной войны, знают очень многие. Более полувека прошло с тех пор, как советские воины отстояли Миус от немецко-фашистских захватчиков. Миус – фронт! Кому из людей не известны эти два слова, кого не потрясают они мощью армии и мужеством воинов, сумевших разорвать стальное кольцо фашистских оккупантов. Немым свидетельством войны в х. Кучеровка является немецкий дзот. До сих пор находят погибших в ВОВ и предают прах земле, выполняя благородную миссию.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы проделали большую работу . Но и я в стороне не осталась и хочу рассказать вам о тайне, которую Миус хранил 68 лет. 9 июня поисковиками Объединения “Миус Фронт” совместно со специалистами Донского военно-Исторического музея и аквалангистами Ассоциации Профессиональных Водолазов России со дна реки Миус , с глубины шесть метров, был поднят один из шести найденных танков Т34/76. Об этом корреспонденту News61.ru сообщили руководитель поискового объединения “Миус Фронт” Андрей Кудяков.
30 августа – день освобождения Матвеева Курганского района от фашистских захватчиков. В этот день на Миусе опускают венки памяти погибшим в ВОВ и возлагают венки в мемориальном сквере. И куда бы не забросила вас судьба, помните какой ценой досталась нам победа в ВО войне.
Давайте почтим минутой молчания всех погибших и пропавших без вести солдат.
6. Практическая работа.
Учитель: Вы все молодцы, ребята. И сейчас мы закрепим полученные знания, выполнив небольшой тест.
1. Река Миус берет начало...
А) на Урале
Б) На Донецком кряже
2. В Миусе водится рыба...
А) акула
Б) сазан
3. Назови рыбу, занесенную в Красную книгу РФ
А) шамайка
Б) щука
4. Выбери село, которое расположено на берегу Миуса
А) Русское
Б) Марфинка
7. Подведение итогов
Учитель: Дорогие ребята. Подошел к концу наш урок. Благодарю всех вас за сотрудничество и творческий подход. И хочу, чтобы всегда вы помнили, что “Любить Родину - значит знать её!”