В своей работе я придаю большое значение детской песенной импровизации.
Понимаю, что умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться высокого уровня музыкального развития каждого ребёнка, устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом, без крика, слушать себя и пение товарищей, критически оценивать свои импровизации. Только хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.
Как музыкальные, так и творческие возможности детей индивидуальны. Поэтому каждому ребёнку стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения, вовремя поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь заверить маленького исполнителя , что стоит ещё немного поработать и придёт успех.
Главный критерий в оценке результатов творчества детей для меня – это не только правильно или неправильно они что-то спели, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.
Поэтому, для активизации творческого процесса, начиная с младшей группы, стараюсь использовать различные игровые приёмы, игрушки. Например, приношу на занятие куклу и говорю, что к нам в гости пришла кукла Маша и она очень любит танцевать, кто хочет поплясать с ней - позовите её. Предлагаю детям пропеть её имя .ласково и нежно. Тот, у кого получилось это лучше всех, танцует с куклой Но далеко не все дети могут сразу справиться с таким заданием. Задача на первом этапе - добиться светлой, ласковой интонации на высокой речевой позиции. Сначала дети произносят имя нараспев, но постепенно речевые интонации переходят в певческие.
Очень помогает мне в этой работе использование различных звукоподражаний.На занятие приношу красивую дудочку, показываю её звучание и интересуюсь – хотят ли дети научиться так играть? И тут же уточняю, что у каждого из них своя дудочка и поэтому мелодия тоже должна быть своя, не похожая на другие.
С самого начала подвожу малышей к критической оценке того, что у них получается. Вначале разбираю их импровизации сама. Говорю, что у Оли дудочка звучит светло, звонко, весело, так как звуки у дудочки высокие. Эта песенка понравится, наверное, всем птичкам. А дудочка Матвея звучит хмуро, глухо, потому что звуки у неё низкие. Побуждаю детей использовать для импровизаций более широкий диапозон своего голоса.
На другом занятии также обыгрываю барабан на звукоподражании- тра-та-та.В дальнейшем предлагаю детям самим найти интонацию на таких звукоподражаниях, как ку-ку, ку-ка-ре-ку, мяу и т.д.
В средней группе задания усложняю. Кроме названных приёмов, ввожу более сложные, например вопросно – ответную форму, предлагаю детям заканчивать начатую мною мелодию. Такие задания способствуют развитию ладотонального слуха.
Надо сказать, что работа над ладовым слухом одна из самых трудных и продолжительных. Она тесно связана с формированием навыка чистого интонирования. А это делается далеко не сразу и не всегда, порой связано с отсутствием у ребёнка музыкального слуха. Дети часто не владеют своим голосом из-за отсутствия вокально-слуховой координации, а иногда из-за каких-то дефектов голосового аппарата.
Предлагаю детям и другие задания, например: “Как тебя зовут?”. На одно из занятий вношу Петрушку и говорю:”Дети, у нас в гостях Петрушка, он очень хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени, давайте с ним познакомимся”. Напоминаю при этом:: “Так как имена у всех разные и чтобы каждого из вас он лучше запомнил, постарайтесь, чтобы прозвучало ваше имя по-особенному, не похожее на другое”. И каждый ребёнок старается найти свой ритмический вариант, свою мелодическую интонацию с различным направлением движения мелодии. В конце Петрушка говорит, чьё имя запомнил лучше всех.
К концу года использую песни “Что ты хочешь, кошечка?” Зингера, “Зайчик, зайчик, где бывал?” Скребковой. На этих примерах дети учатся выражать грусть, радость.
Сами они и оценивают, насколько интересна, выразительна мелодия, есть ли в ней интонации предыдущей импровизации или это новая мелодия, интересен ли ритмический рисунок, логично ли в целом построение импровизации. Объясняю детям, что вопрос всегда незавершен, если его интонация неустойчива. Даже если мы не поём, а говорим, то интонационно последнее слово вопроса всегда звучит выше, оно как бы повисает в воздухе: “Маша, ты где?”. А ответ напротив всегда устойчив, закончен: “Я здесь!”. Тем самым подвожу детей к тому, что их музыкальный ответ должен попасть в “домик”. И дети слышат, когда найден свой “домик” и когда ответ “заблудился”, то есть ребёнок попал в другую тональность.
В старшей группе работаю над закреплением навыков, полученных в средней группе, но на более высоком качественном уровне. Главная моя цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навыки самостоятельной импровизации.
В подготовительной группе у детей накапливается богатый запас музыкальных впечатлений. Они свободно разбираются в жанрах ( марш, танец, песня ), знают, что музыка одного жанра может быть разной. Например, марши могут быть походными, детскими, праздничными.
С детьми этой группы я использую такой прием, как сочинение песни на готовый текст. Вначале для этого я предлагала ребятам стихи, известные им с младшей группы (“Мишка”, “Зайка”, “Мячик” А. Барто). И все же первые опыты были не интересными. Мелодия не передавала настроение стихотворения, характера персонажей, их чувств, переживаний. Поэтому перед началом импровизации мы стали разбирать каждое стихотворение с детьми. Но и после этого не все в импровизации меня удовлетворяло.
Ведь почувствовать содержание – это еще не значит выразить его в импровизации. Ведь язык музыки – это особый язык, у него свои средства выразительности. Поэтому разбирая произведения, обращаю внимание дошкольников на то, какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы передать радость, грусть, тревогу, жалобу, состояние покоя. Какая при этом мелодия, ее ритмическая структура, динамика, лад. В результате, импровизации детей стали более осмысленными.
Затем предложила ребятам сочинить песни на параллельные стихотворения, разучиваемые на занятиях по развитию речи.
Задание было сложным и не все дети справлялись с ним. Всем запомнилась импровизация Саши на стихотворение Колоса “Уходи, мороз, косматый”. Ира отозвалась о ней так: “Я даже увидела, как Весна в голубом платье кружится в вальсе над садом”. Словом, импровизация всем понравилась.
После темы “Зоопарк” предложила детям попробовать интонационно выразить в музыке характерные черты различных зверей. Дети пытались спеть песню зайца и лисы на (“ля-ля”), волчью песню на “у-у”, песню синички на “тень-тень”. Но почему-то все волки стали одинаково устрашающими, лисы кокетливо-игривыми, а синички беззаботно-веселыми. Пришлось напомнить детям, что в жизни детей бывают разные моменты. И поэтому волк, наверное, иногда улыбается, а может и смеется, когда видит своих волчат. А лиса после неудачной охоты не будет игривой, а скорее сердитой. И теперь дети, выслушав предложенную импровизацию, определяют какой характер и настроение у каждого животного. А потом придумывают, какие события предшествовали появлению такого настроения.
Благодаря подобным заданиям, занятия стали проходить в интересной, увлекательной форме. Сочиняя, импровизируя, дети стали более инициативными, самостоятельными, а это способствует овладению новыми знаниями, навыками умениями, то есть творчество помогло активизировать сам процесс обучения. Импровизации не только эмоционально развивают, воспитывают их, но и требуют умственных усилий, внимания, активности, развивают память, речь, интеллект, воображение.
И главное не в том, насколько первые творческие опыты удачны, а в том, что дети почувствовали интерес к творчеству. Это помогло и в решении многих воспитательных задач: сплочении детского коллектива, взаимосвязи и взаимопомощи.