Цели урока:
- Познакомить детей с тем, как образуются доли, как они называются и записываются.
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение рассуждать.
- Развивать умение рассуждать, заботиться друг о друге, делиться друг с другом, прививать чувство меры.
Оборудование: учебник математики 3 кл. 1 часть, авторы М.И. Моро, М.А.Бантова, С.И.Волкова; компьютерная презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; у каждого ребёнка на рабочем месте доска для лепки, стек, брусок пластилина.
Ход урока
Организационный момент:
- Ребята, здравствуйте! Давайте вспомним стихотворение Люции Зубковой “Мы делили апельсин…” (ребята читают стихотворение, выполняют движения)
Слайд №2
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – чижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто – куда!
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о том, что такое “доля”, как она образуется и как записывается. Доля – это часть целого. У меня в руках крепкое красивое яблоко. Оно целое. Сейчас я разделю яблоко пополам. Как можно сказать по - другому?
- Разделить на две равные части.
- А кто догадался, как разделить яблоко на 4 части?
- Нужно каждую половину разделить поровну.
- Какую часть яблока мы получили?
- Получили четвёртую часть.
- Ребята, одна вторая часть записывается дробью 1/2, одна четвёртая – 1/4 .
Число под чертой говорит, что яблоко разделили на части, а над чертой- сколько таких частей взяли.
Слайд №3
Слайд №4
- Ребята, на рисунке вы видите равные отрезки а, б, в. Отрезок разделили на 3 части.
На отрезке б заштрихована одна часть, запишите в тетради, как можно обозначить одну третью часть отрезка.
На отрезке в заштрихованы две части. Запишите, как можно обозначить две третьих отрезка.
- Одна третья – 1/3, две третьих – 1/3.
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит брусок пластилина. Разрежьте брусок на 2 равные части, измерив, брусок линейкой. Покажите 1\2 часть бруска.
Хорошо, молодцы! Теперь одну половину разделите ещё на 2 части. Как можно назвать наименьшую часть?
- Одна четвёртая.
- Скажите, какая часть больше: 1\2 или 1\4?
- Одна вторая.
- Правильно, теперь разделите вторую половину на 2 части. Что вы можете сказать об этих частях?
- Эти части равны.
- Теперь возьмите кубик пластилина, сделайте из него шар. Из какой части целого куска вы сделали шар?
- Из одной четвёртой.
- Возьмите ещё кубик пластилина и сделайте ещё один шар. Сколько частей вы использовали, чтобы сделать шары?
- Две четвёртые.
- Правильно, ребята, а сколько осталось кубиков? Сколько частей от целого?
- Два кубика – это тоже две четвёртые части.
- Кубиков и шаров поровну, мы можем сказать, что и шары, и кубики составляют 1\2 от целого бруска пластилина.
Слайд № 5
Физкультминутка.
1. Зрительная гимнастика.
Слайд №6
2. Дыхательная гимнастика под музыку.
Работа с учебником.
- №1, с. 80 – коллективная работа
- №2, с. 80 – устная работа
- №3, с. 81 – самостоятельная работа
Итог урока
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. За хорошую работу я угощаю вас пирогом, который вы будете есть на перемене. Но вот беда, пирог целый, помогите мне его поделить!
Слайд №7
- Пирог нужно разделить на 20 частей, так как в классе 19 учеников и учитель.
- Мы пирог разделим на 20 частей, каждый возьмет по 1 доле, какая часть от целого достанется каждому?
- Одна двадцатая.
- Правильно, молодцы! Запишите домашнее задание: с. 81 № 5,7.
Урок подошёл к концу, спасибо за работу! А теперь - мыть руки и пробовать пирог!