Цели урока:
- Создание условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов.
- Развитие практических навыков работы с шаблоном
- Развитие навыков целеполагания и самостоятельной творческой работы в группах.
- Воспитание культуры делового общения.
- Воспитание рыцарских качеств у мальчиков на примере средневековых традиций.
- Воспитание патриотических чувств при создании собственных гербов.
Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрирование курсов истории и изо с элементами ролевой игры.
Оборудование урока:
- Учебник “ История средних веков” Агибалова Е.В, ДонскойГ.М., тематические картины, алгоритм работы в группе, раздаточный материал (шаблоны для изготовления герба), презентация “Рыцарский замок”, проектор, ноутбук.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Введение в тему (на доске тематические картины рыцаря и замка)
Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог, открытие темы урока.
ист. Читает стихотворение
Рыцарю стареть бы не давали
Отважный риск и вкус к делам большим
Пиры в его гостеприимном зале
И щедрость, чей порыв неудержим
Пусть на турнир иль боевой отряд
Своё добро он тратит всё подряд...
ист. задаёт вопрос классу: “ Вы видите некоторые сюжеты на доске. Прослушали стихотворение. Как вы думаете , о чём пойдёт разговор на уроке сегодня?”
Дети предлагают разные варианты тем “Рыцарский замок”, “Средневековый рыцарь”. Учитель уточняет и записывает тему урока: “ Средневековые рыцари. Образ жизни” сл№1
ист “Чтобы вы хотели узнать , ребята, на нашем уроке?”.Учащиеся сами формулируют цели своей работы на уроке. Они хотели бы узнать о жилище рыцаря, занятиях и т.д. (записываются на доске)
ист.
Мы с вами сегодня на уроке узнаем обо всём этом, также будем говорить о рыцарской чести, рыцарском поведении, будем учиться создавать свои гербы, и вы даже станете участниками одного средневекового ритуала. Урок наш сегодня необычен. Я буду вести его с учителем изо Патенковой Н.К.
На её уроках вы уже знакомились с наукой геральдикой и эти ваши знания очень нам помогут при изучении темы урока.
3. Изучение нового материала.
А) В неспокойное время средневековья чрезвычайно важна была роль тех, кто сражался – рыцарства. Сл№2. Первоначально рыцарь – это тяжеловооружённый конный воин. Рыцарем мог стать любой , кто мог купить боевого коня, оружие, тяжёлые доспехи. Стоило это баснословных денег(45 коров).Поэтому рыцарство постепенно превратилось в закрытое сословие знати, феодалов – землевладельцев, высшие представители которого короли, маркизы, герцоги, бароны обладали всей полнотой власти в своих владениях. В середине 10 века по всей Европе начинается грандиозное строительство рыцарских замков. Вся округа словно находилась в тени феодального замка.
ист.
“Посмотрите на сл №3 и догадайтесь под какой цифрой изображено жилище рыцаря?”
Ученики называют №3
ист задание классу
Опишите жилище рыцаря.
(ученики говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплён и т.д)
ист
Замок возводился на высоком холме, часто в излучине реки. Могучие стены достигали 15 м высоты и 5 м толщины. В одной башне были тяжёлые ворота из крепкого дуба, сверху окованные железом. Часто замок окружал ров, через него к воротам вёл бревенчатый мост, который при нападении врага можно было быстро и легко разобрать. Сзади ворот оскалились острыми зубьями 2 подъемные решётки. Во дворе замка располагались разные службы: помещения, где жили воины и слуги, конюшни и др. В подвалах замка хранились многочисленные съестные запасы, вода. Здесь были вырыты тайные подземные ходы, которые выручали жителей замка в долгие месяцы осады. Сл. №4. Самая высокая и большая башня с узкими оконцами – бойницами – донжон (новый термин записывают в тетрадь).Это был дом хозяина замка. Внутри донжона было сумрачно, холодно и не очень просторно:3 зала, один над другим, разделённые деревянными перегородками, 2 комнаты, кухня, оружейная.
ист Где вы видели великолепный пример донжона (учебник)
С чем было связано то, что у рыцаря был такой дом , а не другой?
Гипотезы учеников.
ист
В средние века была популярна поговорка: “Мой дом – моя крепость!” Как вы её понимаете
Ученики рассуждают, высказывают свои версии.
Б) Образ жизни.
Работа с материалом учебника параграф№11, стр.93-96.
ист.
Рыцари не утруждали себя хозяйственной деятельностью. В каждом феодальном владении они держали управляющих, которые обеспечивали хозяевам материальное благополучие.
4. Повторение ранее изученного материала. (Фронтальная беседа)
А) Что означало правило в 9-10 в. “Нет земли без сеньора?”
Б) Какие повинности должны были нести крестьяне за пользование землёй?
В) Докажите, что самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян
Г) Расскажите о жизни и труде крестьян ( индивидуальная беседа)
ист. Образ жизни феодалов был абсолютно другим.
5. Задание .Используя рисунки учебника назовите занятия, которым посвящали рыцари большую часть своей жизни.
Ученики называют войну, охоту, пиры, рыцарские турниры.
ист.
...сошлись они на середине поля.
Тот и другой пускают вдело копья
Врагу удар наносят в щит узорный
Его пронзают под навершьем толстым
Распарывают на кольчугах полы.
ист сл №4 Война была важной частью жизни феодалов и к этому шагу юношей готовили с детства.
6. Задание.
Прочитайте материал о воспитании рыцаря. Что вас удивило в воспитании рыцаря. (самостоятельное изучение материала , беседа по заданному вопросу)
ист Чтобы побеждать на поле боя рыцарь должен иметь хорошее военное снаряжение (сл.№5)
ист. Задание. Выпишите в тетрадь понятия:
- палица;
- кольчуга;
- латы;
- забрало.
ист слайд №6 так выглядел рыцарь 11-12 в.
ист Если не было войны, в начале лета замок по-настоящему оживал: играли свадьбы, принимали бесконечных гостей, давали пиры, устраивали турниры. После длительных и тяжелых походов феодалы любили принимать участие в рыцарских турнирах и сегодня вы станете участниками такого состязания. Рыцарский турнир требовал серьезной подготовки: необходимо было изготовить оружие, герольдам создать герб своего хозяина, поварам приготовить большие съестные запасы для угощения гостей. Слайд №7
7. 4 часть Практическая
Сейчас мы с вами отправимся в средневековую мастерскую, где вы будете готовиться к турниру. (Ролевая игра по алгоритму) Главным вашим помощником будет Патенкова Н.К.- учитель изо
изо У.- Теперь, ребята, вы многое знаете о рыцарях и их жизни. Большинство рыцарей не знало грамоты. Как же они получили информацию друг о друге?
Уч. – Они умели “читать” гербы, которые были у каждого рыцаря и изображались на щите.
изо – Верно, у каждого рыцаря были свой герб и свой девиз (слайд) Герб (в переводе с немецкого “наследство”) – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемых на флагах, монетах, печатях, щитах и т.д.
А что такое девиз?
уч – Краткое изречение, поясняющее изображение на гербе. (слайд)
изо – В каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?
уч – Например, на турнире, когда лицо рыцаря закрыто шлемом, а герольд, глядя на герб, изображенный на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.
изо – Что мог герб рассказать о своем владельце?
уч – Например, по форме герба могли судить о том – откуда родом рыцарь.
изо – Глядя на форму герба сейчас мы будем определять, откуда родом рыцарь. ( показ на доске)
* Треугольный – Варяжский, норманнский
* Овальный – итальянский
* Квадратный с округлостью внизу – испанский
* Четырехугольный с заострением внизу – французский
* Фигурный – немецкий
изо – Что, кроме формы имело большое значение в гербе?
уч – Значение имел цвет или цвет герба.
изо – Посмотрите внимательно на плакат “Цвет в геральдике” и определите, какие цвета использовались в гербах.
уч – Красный, желтый, белый, голубой, черный, зеленый, синий.
изо – Предложите, что они могли означать (слайд)
уч - * красный – мужество, страсть
* голубой – величие, красота, ясность
* зеленый – изобилие, свобода, надежда
* пурпурный – власть
* черный – печаль, скромность, постоянство
* серебро (белый) – чистота, скромность, благородность
* золото (желтый) – богатство, сила, верность, знатность
изо – Что мы можем сказать о сочетании цветов? Какой художественный прием способствовал тому, чтобы одни цвета смотрелись выразительно рядом с другими, и герб мог хорошо “читаться”?
уч – Контраст
изо – Верно. Итак, для герба имели значения форма и цвет, которые не были случайными. Говоря о гербах, мы затрагиваем понятие геральдика. Как вы думаете, от какого слова происходит это понятие?
уч – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.
изо – Что означает это понятии?
уч – Геральдика – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления герба.
изо – Что по-вашему, имело значение в гербах, кроме формы и цвета?
уч – На гербах иногда изображали животных, растения или предметы.
изо – Посмотрите на герб Российской Федерации, на котором изображен двуглавый орел. (показ - Это реальное животное или фантастическое?
уч – Фантастическое.
изо – На гербах часто изображали животных – реальных или фантастических; растения, предметы, которые тоже имели символическое значение.
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах (слайд)
- Лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
- Журавль – бдительность, осторожность;
- Лилия – расцвет и успех;
- Единорог – непобедимость;
- Гриф – неустрашимость и справедливость;
- Кошка – независимость;
- Волк – злость и жадность;
- Кабан – бесстрашие;
- Петух – воинственность;
- Павлин – хвастовство;
- Роза – чистота, святость;
- Ключ – открытость.
Учитель переходит к практической части урока.
изо – Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа, который придумала я. Вы можете воспользоваться этим способом или придумать свой.
- белое поле – лист формата А3
- цветное поле герба (основа или щит), вырезанное по шаблону
- верхнее правое поле – квадрат, контрастный по отношению к основе
- нижнее левое поле – квадрат с фигурным нижним краем, контрастный по цвету к основе
- окантовка герба (золотая или серебряная фольга)
Под гербом размещается лента, на которой может быть записан придуманный учениками девиз.
изо – Теперь мы с вами отправляемся в мастерскую рыцарского замка. Сейчас каждый паж станет подданным рыцаря. В своей группе вы выбираете рыцаря, который достоин участия в турнире, герольда – он представит герб и девиз вашего рыцаря, мастера и подмастерья, которые помогут придумать и создать эти отличительные знаки. При выполнении творческого задания вы используете знания о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения. Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на партах. Время выполнения работ 20 минут. Желаем вам успехов! Мы всегда готовы вам помочь! (музыка)
- Представление рыцарей, герба
- Рыцарский турнир (Ролевая игра)
ист
Вот кони всех мастей, гнедые
И серые, и вороные,
Летят друг к другу с двух сторон
На поле схватки грохот, звон.
Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты червленые друг другу
Дырявят прочную кольчугу,
Чтобы сбить со взмыленных коней
Своих противников скорей.
ист. Сейчас 3 рыцаря выберут Прекрасную Даму, которая будет оценивать их заслуги. Рыцарские достижения на нашем сегодняшнем турнире – это ваши знания. Ваш быстрый, правильный, логичный ответ на мои вопросы – это будет блестящий удар копья, достигший цели. За каждый правильный ответ Дама будет вручать цветок. Кто получит большее их количество, тот станет победителем нашего рыцарского турнира.
8. Вопросы участникам турнира
(повторение материала урока, закрепление)
1. Как переводится с германского слово “рыцарь”? (конный воин)
2. Назовите имя выдающегося полководца средневековья? (Карл Великий)
3. Как называется самая высокая башня в замке? (Донжон)
4. Как называется наука составления гербов? (Геральдика)
5. Прослушайте стихотворение и ответьте какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?
Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели
- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
- Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ?
- Kакое поведение мы сейчас называем рыцарским?
Вывод по уроку
- Сегодня мы познакомились с образом жизни средневековых рыцарей, научились создавать собственный герб и девиз
Оценки учащимся с комментарием
9. Рефлексия
ист изо
Cовпали ли цели урока с теми знаниями, которые вы получили на сегодняшнем уроке? Что узнали нового? Кто испытывал трудности в работе на уроке? Как оцениваете свою работу на уроке?
10. Домашнее задание параграф 11 + задание: Представьте себя владельцем замка. Вас собираются атаковать враги. Как бы вы стали его защищать? Придумайте небольшой рассказ от 1 лица.