Урок занимательной математики. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

II. Постановка цели.

Сегодня на уроке математики мы поиграем в игры на развитие памяти, внимание, воображение.

К нам на урок пришли герои русской народной сказки "Машенька и три медведя" (Михаил Потапович, Мария Ивановна, Мишутка и Машенька) и принесли много интересных заданий. Чтобы их выполнить нам понадобятся...

На доске.

Дети читают хором.

III. Игры на развитие внимания.

- Играем в любимую игру Михаила Потаповича. Приготовили

а).

1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8

- Назовите четные числа. Почему они называются четными?

- Назовите нечетные числа.

б). - Играем в любимую игру Марии Ивановны. Приготовили

1, 3, 2, 4, 5, 7, 6, 8

По какому признаку составлен ряд?

IV. Развитие зрительной памяти.

- Играем в любимую игру Мишутки. Сейчас мы будем тренировать зрительную память. Приготовили...

- Фотографируем знак.

1).

- Закрыли глазки, представили знак.

2).

3).

Работа на листах (№1).

Проверка. Показ на доске.

V. Работа с признаками предметов. Изменение признаков.

- Машенька любит собирать себе бусы. По какому признаку чередуются бусинки в № 2.

По размеру.

Дорисуйте бусы, используя этот признак.

По какому признаку чередуются бусинки в № 3.

По форме.

Дорисуйте бусы, используя данный признак.

Добавьте признак, чтобы бусы были красивыми. Какой этот признак?

Цвет.

Добавьте это признак в бусы.

Дети выполняют задание. Далее следует проверка.

Физкультминутка.

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший
И похлопаем в ладоши!

VI. Игра "Светофор".

А сейчас мы поиграем в нашу любимую игру "Светофор".

(Учитель прикрепляет к доске три круга: красный, желтый, зеленый. Рядом с ними записаны числа).

3, 9, 7 - Что обозначает красный цвет светофора?

2,5,6 - Что обозначает желтый цвет светофора?

1, 4, 8 - Что обозначает зеленый цвет светофора?

(На парте у каждого ученика лежит комплект из трех кружков - огней светофора. По команде учителя "Внимание! Приготовились!" учащиеся выполняют вычисления, находят число - ответ на доске и по команде "Включили!" показывают учителю соответствующий кружок).

"Внимание! Приготовились!"

Включили!

8-3=5 9-5=4
6+2=8 6-4=2
7+2=9 5-2=3
5-4=1 4+3=7
3 + 3 = 6

VII. Наши гости принесли нам веселые задачки, которые вы должны решить.

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц).

Кто из перечисленных не относится к птицам? Кто они?

А теперь решите задачу потруднее. Но сначала ответьте на вопросы:

Сколько ног у жука? Шесть.

Сколько ног у паука? Восемь.

Сколько ног у ежа? Четыре.

И сколько ног у чижа? Две.

Кто из данных животных насекомое? Жук.

Почему? Потому что у него 6 ног.

Задача.

У меня в одной коробке жук,
А в другой паук.
В уголке шуршит бумагой ёж.
В клетке распевает чиж.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
Сколько вместе все они имеют ног? (20 ног)

VIII. Решение комбинаторной задачи на основе практических действий путем перебора.

К нам в гости на урок пришли герои сказки " Машенька и три медведя", которые просят "сварить" для них разные компоты. Каждому медведю надо приготовить свой компот. В компоте должны быть яблоки и груши, всего 4 фрукта.

Давайте будем составлять 4 вида компотов в строгом порядке, чтобы не запутаться. С чего начнем?

Переберем все случаи с 3 яблоками, затем с 2 яблоками.

Какой геометрической фигурой можем обозначить большое красное яблоко?

Большим красным кругом.

Желтое среднее яблоко?

Желтым средним кругом.

Зеленое маленькое яблоко??

Зеленым маленьким кругом.

Какой геометрической фигурой можем обозначит зеленую большую грушу?

Большим зеленым треугольником.

Среднюю желтую грушу?

Средним желтым треугольником.

С какого яблока начнем перебор?

С большого красного яблока. Переберем все случаи перебора с большого красного яблока. Затем с желтого среднего яблока.

(На доске составляются 4 вида компотов, с помощью перебора различных комбинаций бумажных геометрических фигур разного цвета).

IX. Развитие воображения.

Звучит этюд Фредерика Шопена.

Слушая музыку, представьте где вы сейчас можете находиться?

В летнем лесу у реки.

Нежная мелодия органично переплетается со звуками живой природы. Какие природы вы слышите? Что вы еще представляете?

Мы слышим журчание реки, плеск воды, пение лесных птиц. Представляем стрекоз, бабочек.

Мы сейчас с нашими гостями отправимся в увлекательное путешествие в лес реки к домику трех медведей.

(Слушая музыку, дети считают примеры и разукрашивают в разные цвета порхающую бабочку - №5.)

X. Итог урока.

Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

Играли в игры, выполняли задания на развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

Приложение.