Педагогические огорчения "Что такое стресс и как с ним бороться"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


1 слайд: ТИТУЛ

Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса. Это приводит к профессиональному “выгоранию” и проблемам со здоровьем.

Напряженность психических функций - необходимое условие для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности, именно поэтому, педагоги испытывают огромное психоэмоциональное и физическое напряжение во время работы, а иногда и перенапряжение.

2 слайд:

Слово стресс, пришедшее к нам с английского, означает “давление”, “напряжение”. Стресс – это реакция защиты организма в педагогической деятельности в ответ на неблагоприятные критерии. Стресс определяется как один из критериев достижения устойчивости организма при действии на него раздражителя.

Стресс в психологии англ. stress – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Конечно, стрессовое состояние зависит от характера человека. Кого-то стресс будет только бодрить, и подталкивать к реализации своих планов и целей, а кого-то будет придавливать, и будет присутствовать состояние опустошённости в душе. У такого человека может наступить полнейшая апатия и радость в жизни начнёт исчезать. Даже сильные люди подвластны стрессу и его последствиям. Всё равно даже у тех, которые справлялись со стрессом какое-то время, приходит такой момент, когда приводит к тяжёлому физическому и психическому расстройству. Это называется дистресс (постоянно действующий, длительный стресс).

Канадский ученый Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: “стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете”. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он повышает сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.

3 слайд: Опытным путем определили, что для эффективного функционирования организма необходимо следующее соотношение эмоций:

  • 5% - отрицательных эмоций;
  • 35% - положительных эмоций;
  • 60% - нейтральных эмоций.

4 слайд: Работа педагога с большим количеством людей, учащихся с разным темпераментом и характером, большая ответственность за их полученные знания и за целостность и сохранность детей, грамотная работа с родителями и со всем административным составом школы забирает много сил и энергии, что вызывает стрессовое состояние организма. Поэтому многие начинающие педагоги, не справившись со стрессом, бросают свою карьеру в профессиональном поприще, не сумев собраться.

Какие же основные признаки стресса существуют?

Физические:

  • бессонница
  • боли в груди, животе, в спине, в голове
  • головокружение и лёгкая тошнота
  • хроническая усталость, бессилие
  • частое сердцебиение
  • частые простуды и т.д.

Эмоциональные:

  • сильная агрессивность
  • повышенная возбудимость
  • депрессия
  • импульсивное состояние
  • нарушения памяти и концентрации внимания,
  • приглушения педагогического воображения
  • ночные кошмары
  • раздражительность действий и т.д.

Поведенческие:

  • поиск различных заболеваний в самом себе
  • потеря интереса к своей внешности
  • медлительность или быстрота действий
  • дёргание ногой или постукивание пальцами и т.д.

5 слайд: дерево стресса

6 слайд: Причины возникновения стресса

Рассмотрим стрессовые ситуации:

  • неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
  • конфликт с директором или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая ответственность.

7 слайд: Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Причины возникновения психологического дискомфорта:

  • физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

8 слайд:

Уолтер Рассел советует: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или иначе делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость.

Способы скорой помощи при стрессе

Для снятия нервно-психического напряжения можно:

  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • задержать дыхание на 10-20 секунд;
  • посчитать до десяти;
  • перейти как можно в более удалённое место от “зоны конфликта”;
  • перебрать бумаги на столе;
  • поговорить с коллегами на отвлечённую тему;
  • посмотреть в окно или в сторону открытой двери;
  • несколько минут подержать руки под прохладной водой.

9 слайд: Навыки саморегуляции и релаксации:

  • успокаивающее дыхание
  • снятие мышечных зажимов
  • прогулки на природе, арт-терапия (слушание музыки, поход в театр, живопись...)

10 слайд: Позитивное мышление

характерно тем, что человек сознательно контролирует свои мысли и не позволяет укорениться негативным эмоциям. Он верит в себя, верит в успех своей деятельности. Развитие позитивного мышления – лучший способ профилактики стресса!

Не циклимся на негативе:

  • Ни в коем случае не делайте вид, что у вас все в порядке и ничего не случилось. Любую неприятную ситуацию сначала нужно осмыслить, а потом забыть, иначе она застрянет в голове, как заноза в пальце.
  • Не ругайте себя, проанализируйте что было не так и что можно сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.
  • Сделайте выводы и смело идите дальше. У вас же есть еще дела и планы! Думайте о том, что вы еще хотите сделать, думайте о приятных перспективах дня!
  • Не лелейте плохое настроение, нельзя завалиться на диван под предлогом, что у вас плохое настроение. Займитесь физическим трудом, сделайте по дому что-нибудь. Пойдите на выставку, в театр, в гости и старайтесь почаще бывать среди веселых людей.
  • Для поднятия настроения и радости от жизни заведите себе хобби!

11 слайд: “Стресс появляется от того, что вы, зная как поступить правильно, делаете наоборот”. (Ларри Уингет “Хватит ныть, выше голову!”)

Для презентации использовался материал с интернет ресурсов:

  1. http://sebulfin.com/meditsinskie-sovetyi/metodika-autotreninga#ixzz28dhzccq
  2. a href="http://www.menobr.ru/materials/370/5535/">http://www.menobr.ru/materials/370/5535/

Данный материал предназначен для использования на педсоветах, методсоветах, совещаниях методобъединений при работе с молодыми специалистами. После просмотра презентации и подведения итогов, каждому участнику выдается памятка и развертка (приложение 1, приложение 2)