1 слайд: ТИТУЛ
Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса. Это приводит к профессиональному “выгоранию” и проблемам со здоровьем.
Напряженность психических функций - необходимое условие для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности, именно поэтому, педагоги испытывают огромное психоэмоциональное и физическое напряжение во время работы, а иногда и перенапряжение.
2 слайд:
Слово стресс, пришедшее к нам с английского, означает “давление”, “напряжение”. Стресс – это реакция защиты организма в педагогической деятельности в ответ на неблагоприятные критерии. Стресс определяется как один из критериев достижения устойчивости организма при действии на него раздражителя.
Стресс в психологии англ. stress – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.
Конечно, стрессовое состояние зависит от характера человека. Кого-то стресс будет только бодрить, и подталкивать к реализации своих планов и целей, а кого-то будет придавливать, и будет присутствовать состояние опустошённости в душе. У такого человека может наступить полнейшая апатия и радость в жизни начнёт исчезать. Даже сильные люди подвластны стрессу и его последствиям. Всё равно даже у тех, которые справлялись со стрессом какое-то время, приходит такой момент, когда приводит к тяжёлому физическому и психическому расстройству. Это называется дистресс (постоянно действующий, длительный стресс).
Канадский ученый Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: “стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете”. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он повышает сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.
3 слайд: Опытным путем определили, что для эффективного функционирования организма необходимо следующее соотношение эмоций:
- 5% - отрицательных эмоций;
- 35% - положительных эмоций;
- 60% - нейтральных эмоций.
4 слайд: Работа педагога с большим количеством людей, учащихся с разным темпераментом и характером, большая ответственность за их полученные знания и за целостность и сохранность детей, грамотная работа с родителями и со всем административным составом школы забирает много сил и энергии, что вызывает стрессовое состояние организма. Поэтому многие начинающие педагоги, не справившись со стрессом, бросают свою карьеру в профессиональном поприще, не сумев собраться.
Какие же основные признаки стресса существуют?
Физические:
- бессонница
- боли в груди, животе, в спине, в голове
- головокружение и лёгкая тошнота
- хроническая усталость, бессилие
- частое сердцебиение
- частые простуды и т.д.
Эмоциональные:
- сильная агрессивность
- повышенная возбудимость
- депрессия
- импульсивное состояние
- нарушения памяти и концентрации внимания,
- приглушения педагогического воображения
- ночные кошмары
- раздражительность действий и т.д.
Поведенческие:
- поиск различных заболеваний в самом себе
- потеря интереса к своей внешности
- медлительность или быстрота действий
- дёргание ногой или постукивание пальцами и т.д.
5 слайд: дерево стресса
6 слайд: Причины возникновения стресса
Рассмотрим стрессовые ситуации:
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликт с директором или коллегами;
- недостаточная квалификация;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость;
- слишком высокая ответственность.
7 слайд: Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.
Причины возникновения психологического дискомфорта:
- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
8 слайд:
Уолтер Рассел советует: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или иначе делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость.
Способы скорой помощи при стрессе
Для снятия нервно-психического напряжения можно:
- сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
- задержать дыхание на 10-20 секунд;
- посчитать до десяти;
- перейти как можно в более удалённое место от “зоны конфликта”;
- перебрать бумаги на столе;
- поговорить с коллегами на отвлечённую тему;
- посмотреть в окно или в сторону открытой двери;
- несколько минут подержать руки под прохладной водой.
9 слайд: Навыки саморегуляции и релаксации:
- успокаивающее дыхание
- снятие мышечных зажимов
- прогулки на природе, арт-терапия (слушание музыки, поход в театр, живопись...)
10 слайд: Позитивное мышление
характерно тем, что человек сознательно контролирует свои мысли и не позволяет укорениться негативным эмоциям. Он верит в себя, верит в успех своей деятельности. Развитие позитивного мышления – лучший способ профилактики стресса!
Не циклимся на негативе:
- Ни в коем случае не делайте вид, что у вас все в порядке и ничего не случилось. Любую неприятную ситуацию сначала нужно осмыслить, а потом забыть, иначе она застрянет в голове, как заноза в пальце.
- Не ругайте себя, проанализируйте что было не так и что можно сделать, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.
- Сделайте выводы и смело идите дальше. У вас же есть еще дела и планы! Думайте о том, что вы еще хотите сделать, думайте о приятных перспективах дня!
- Не лелейте плохое настроение, нельзя завалиться на диван под предлогом, что у вас плохое настроение. Займитесь физическим трудом, сделайте по дому что-нибудь. Пойдите на выставку, в театр, в гости и старайтесь почаще бывать среди веселых людей.
- Для поднятия настроения и радости от жизни заведите себе хобби!
11 слайд: “Стресс появляется от того, что вы, зная как поступить правильно, делаете наоборот”. (Ларри Уингет “Хватит ныть, выше голову!”)
Для презентации использовался материал с интернет ресурсов:
- http://sebulfin.com/meditsinskie-sovetyi/metodika-autotreninga#ixzz28dhzccq
- a href="http://www.menobr.ru/materials/370/5535/">http://www.menobr.ru/materials/370/5535/
Данный материал предназначен для использования на педсоветах, методсоветах, совещаниях методобъединений при работе с молодыми специалистами. После просмотра презентации и подведения итогов, каждому участнику выдается памятка и развертка (приложение 1, приложение 2)