Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков звукового, слогового анализа, анализа предложений;
- закрепление навыков чтения слов в условиях зашумленности;
- профилактика нарушений письменной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие внимания как умственного действия самоконтроля;
- развитие речеслуховой памяти;
- развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям по подготовке к обучению грамоте, мотивации к учебной деятельности.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Путешествие в Страну букв и слов”, магнитные азбуки по количеству детей, тетради, ручки, карандаши, карточки со словами для чтения, предметные картинки: машина, автобус, корабль, самолет, носорог, бегемот, зебра, обезьяна, жираф.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.
(Дети здороваются с гостями, после этого логопед сообщает детям, что им пришло звуковое сообщение, и включает диктофон. Звучит аудиозапись).
Фея Грамота:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фея Грамота. Я узнала, что вы ходите в подготовительную группу и многое уже умеете. Я приглашаю вас в свою волшебную Страну букв и слов. Уверена, что там вам будет интересно.
Логопед:
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в Страну букв и слов? Но в этой Стране есть своя тайна. Хотите, я вам ее сейчас открою? В этой стране все невидимое: предметы, звери, леса. Чтобы они появились, надо выполнить задания. Когда задание будет выполнено, нужно произнести волшебные слова: “Крибле, крабле, бумс”, - и предмет тут же появится. Ну что ж, если вы согласны, тогда в путь. Занимайте свои места.
II. Основная часть.
1. Упражнение “Выложи слово из букв магнитной азбуки”.
Логопед:
- Ребята, на каком транспорте мы отправимся в путешествие? Выложите название транспорта из букв магнитной азбуки и назовите в этом слове только гласные буквы.
(У детей предметные картинки с изображением транспорта. Дети складывают слово из букв магнитной азбуки, затем называют гласные буквы в этом слове).
Речевой материал:
Слова для анализа | Гласные буквы в словах |
Машина Автобус Самолет Яхта |
А, и, а А, о, у А, о, ё Я, а |
Логопед:
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 2).
(По щелчку мыши появляются предметные картинки. Тригер. По щелчку мыши по каждой предметной картинке появляются слова, обозначающие их названия. Гласные буквы в словах выделены красным цветом).
Экран выключить.
2. Упражнение “Смастери слово”.
Логопед:
- Ребята, а ведь еще можно на воздушном шаре путешествовать. Попробуем? Но чтобы шар появился, нужно написать это слово пальчиком на морском песочке.
(Дети печатают слово шар на манной крупе).
Логопед:
- Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 3. По щелчку мыши на экране появляется облачко, на котором напечатано слово шар).
- Из каких элементов состоит буква ш, буква а, буква р? (Ответы детей).
Произнесем волшебные слова, и шар появится.
Дети:
- Крибле, крабле, бумс!
(По щелчку мыши на экране появляется воздушный шар).
Экран выключить.
3. Упражнение “Зашифруй слово”.
Логопед:
- Шар готов, но нет ветра. Зашифруйте слово ветер, и шар взлетит. (Дети выполняют звуковой анализ слова ветер).
Логопед:
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4. Щелчок мыши. Тригер. По щелчку мыши по картинке с изображением девочки появляется схема звукового состава слова шар).
- А теперь произносим волшебные слова: крибле, крабле, бумс. (Слайд 5).
(По щелчку мыши на экране появляется рисунок-образ ветра. Ветер “дует”, и шар плавно поднимается в небо).
4. Упражнение “Прочитай слова”.
Логопед:
- Наш шар пролетает над морем. (Слайд 6. Щелчок мыши).
Логопед:
- Ребята, кто живет в море? (Дети отвечают). Ребята, попробуйте прочитать слова. Акулы набросились на слова и откусили по букве. Догадайтесь, какие это были слова?
(У детей карточки со словами для чтения. Дети читают слова с пропущенной согласной буквой в середине слова).
Речевой материал:
Слова с пропущенной согласной буквой | Исходные слова |
К...аб Аку...а Осьми...ог ...ит Дель...ин |
Краб Акула Осьминог Кит Дельфин |
Логопед:
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 6).
Логопед:
- Молодцы. А теперь произнесем волшебные слова, и морские животные тут же появятся. (По щелчку мыши появляются морские животные).
5. Упражнение “Исправь ошибки в словах”.
Логопед:
- Наш воздушный шар пролетает над островом. (Слайд 7. Щелчок мыши).
Но на острове нет растений. Если мы исправим ошибки в словах, на острове вырастут деревья. Птицы играли со словами и перепутали слоги. Прочитайте эти слова:
Речевой материал:
Деформированные слова | Исходные слова |
ма-паль нас-а-на нан-ба мон-ли кос-ко |
пальма ананас банан лимон кокос |
(Дети переставляют слоги местами, читают слова).
Логопед:
- Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 1. Проверка задания. Возвращение к слайду 7).
Логопед:
- Произнесем волшебные слова.
(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши “вырастают” деревья).
6. Упражнение “Поставь ударение в слове”.
Логопед:
- На этом острове живут опасные звери, но если их “ударить”, т.е. правильно поставить ударение, то их можно укротить.
(У детей предметные картинки с изображением животных. Дети подбирают схему слогового состава к словам, выделяют ударный слог).
Дети:
- В слове жираф 2 слога, ударение падает на гласную а во втором слоге.
- В слове бегемот 3 слога, ударение падает на гласную о в третьем слоге.
- В слове зебра 2 слога, ударение падает на гласную е в первом слоге.
- В слове верблюд 2 слога, ударение падает на гласную ю во втором слоге.
- В слове черепаха 4 слога, ударение падает на гласную а в третьем слоге.
Логопед:
- Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 2. Проверка задания. Тригер. Щелчок мыши по каждой слоговой схеме. Возвращение к слайду 7).
Логопед:
- Произнесем волшебные слова.
(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши появляются животные).
7. Упражнение “Подбери к картинке схему звукового состава”.
Логопед:
- Продолжаем путешествие. (Слайд 8. Щелчок мыши). Внизу – поляна. Медведь празднует свой День рождения. Он пригласил гостей. Подберите к картинкам схемы слогового состава и узнаете, какое угощение приготовил медведь для гостей.
Экран выключить.
(У детей картинки с изображением животных и слова, обозначающие угощения для животных. На доске – схемы звукового состава слов. Дети подбирают к словам (угощениям) схемы звукового состава и угадывают, кому принадлежит угощение).
Речевой материал: кора - заяц, шишки - белка, грибы - ёж, мед - медведь, мясо - лиса.
Логопед:
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 8).
Экран выключить.
9. Упражнение “Собери слово”.
Логопед:
- Ребята, Фея Грамота передала вам волшебные “цветы” и записку: “Найдите буквы в цветах и выложите из них слово - название моей страны”.
(У каждого ребенка - сухой бассейн – контейнер в форме цветка с различной крупой: горохом, фасолью, рисом, гречкой. В бассейне спрятаны буквы: ш, к, о, л, а. Дети ищут буквы в сухом бассейне и складывают из них слово школа).
Логопед:
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы узнаем, как называется волшебная страна. Выложите из найденных букв название волшебной страны. Прочитайте это слово. (Дети читают слово школа)
Логопед:
- Ребята, значит, волшебная страна, в которую мы держали свой путь, называется школа. Вот она. (Слайд 9. Щелчок мыши.). Приземляемся.(Щелчок мыши). Наше путешествие закончилось.
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, кто пригласил нас в свою волшебную страну?
Дети:
- Нас пригласила Фея Грамота.
Логопед:
- На каком транспорте мы отправились в путешествие?
Дети:
- Мы путешествовали на воздушном шаре.
Логопед:
- Какие задания мы выполняли на пути в волшебную страну?
(Дети рассказывают, какие задания они выполняли на протяжении всего занятия).
Логопед:
- Ребята, вас ждет настоящий сюрприз. Сама Фея Грамота пришла к нам в гости. Это ваша будущая учительница Надежда Ивановна”.
Учитель:
- Ребята, я увидела сегодня, как много вы знаете и умеете. Совсем скоро, через 3 месяца, вы придете в школу. Школа – это, действительно, настоящая волшебная Страна, Страна букв и слов, страна Знаний. Я с нетерпением буду ждать вас там первое сентября. А на память о сегодняшнем путешествии я дарю вам медальки.
(Учительница вручает детям конфеты-медальки).