Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну букв и слов"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • закрепление навыков звукового, слогового анализа, анализа предложений;
  • закрепление навыков чтения слов в условиях зашумленности;
  • профилактика нарушений письменной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие внимания как умственного действия самоконтроля;
  • развитие речеслуховой памяти;
  • развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к занятиям по подготовке к обучению грамоте, мотивации к учебной деятельности.

Оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Путешествие в Страну букв и слов”, магнитные азбуки по количеству детей, тетради, ручки, карандаши, карточки со словами для чтения, предметные картинки: машина, автобус, корабль, самолет, носорог, бегемот, зебра, обезьяна, жираф.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.

(Дети здороваются с гостями, после этого логопед сообщает детям, что им пришло звуковое сообщение, и включает диктофон. Звучит аудиозапись).

Фея Грамота:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фея Грамота. Я узнала, что вы ходите в подготовительную группу и многое уже умеете. Я приглашаю вас в свою волшебную Страну букв и слов. Уверена, что там вам будет интересно.

Логопед:

- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в Страну букв и слов? Но в этой Стране есть своя тайна. Хотите, я вам ее сейчас открою? В этой стране все невидимое: предметы, звери, леса. Чтобы они появились, надо выполнить задания. Когда задание будет выполнено, нужно произнести волшебные слова: “Крибле, крабле, бумс”, - и предмет тут же появится. Ну что ж, если вы согласны, тогда в путь. Занимайте свои места.

II. Основная часть.

1. Упражнение “Выложи слово из букв магнитной азбуки”.

Логопед:

- Ребята, на каком транспорте мы отправимся в путешествие? Выложите название транспорта из букв магнитной азбуки и назовите в этом слове только гласные буквы. 

(У детей предметные картинки с изображением транспорта. Дети складывают слово из букв магнитной азбуки, затем называют гласные буквы в этом слове).

Речевой материал:

Слова для анализа Гласные буквы в словах
Машина

Автобус

Самолет

Яхта

А, и, а

А, о, у

А, о, ё

Я, а

Логопед:

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 2).

(По щелчку мыши появляются предметные картинки. Тригер. По щелчку мыши по каждой предметной картинке появляются слова, обозначающие их названия. Гласные буквы в словах выделены красным цветом).

Экран выключить.

2. Упражнение “Смастери слово”.

Логопед:

- Ребята, а ведь еще можно на воздушном шаре путешествовать. Попробуем? Но чтобы шар появился, нужно написать это слово пальчиком на морском песочке.

(Дети печатают слово шар на манной крупе).

Логопед:

- Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 3. По щелчку мыши на экране появляется облачко, на котором напечатано слово шар).

- Из каких элементов состоит буква ш, буква а, буква р? (Ответы детей).

Произнесем волшебные слова, и шар появится.

Дети:

- Крибле, крабле, бумс!

(По щелчку мыши на экране появляется воздушный шар).

Экран выключить.

3. Упражнение “Зашифруй слово”.

Логопед:

- Шар готов, но нет ветра. Зашифруйте слово ветер, и шар взлетит. (Дети выполняют звуковой анализ слова ветер).

Логопед:

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4. Щелчок мыши. Тригер. По щелчку мыши по картинке с изображением девочки появляется схема звукового состава слова шар).

- А теперь произносим волшебные слова: крибле, крабле, бумс. (Слайд 5).

о щелчку мыши на экране появляется рисунок-образ ветра. Ветер “дует”, и шар плавно поднимается в небо).

4. Упражнение “Прочитай слова”.

Логопед:

- Наш шар пролетает над морем. (Слайд 6. Щелчок мыши).

Логопед:

- Ребята, кто живет в море? (Дети отвечают). Ребята, попробуйте прочитать слова. Акулы набросились на слова и откусили по букве. Догадайтесь, какие это были слова?

(У детей карточки со словами для чтения. Дети читают слова с пропущенной согласной буквой в середине слова).

Речевой материал:

Слова с пропущенной согласной буквой Исходные слова
К...аб

Аку...а

Осьми...ог

...ит

Дель...ин

Краб

Акула

Осьминог

Кит

Дельфин

Логопед:

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 6).

Логопед:

- Молодцы. А теперь произнесем волшебные слова, и морские животные тут же появятся. (По щелчку мыши появляются морские животные).

5. Упражнение “Исправь ошибки в словах”.

Логопед:

- Наш воздушный шар пролетает над островом. (Слайд 7. Щелчок мыши).

Но на острове нет растений. Если мы исправим ошибки в словах, на острове вырастут деревья. Птицы играли со словами и перепутали слоги. Прочитайте эти слова:

Речевой материал:

Деформированные слова Исходные слова
ма-паль

нас-а-на

нан-ба

мон-ли

кос-ко

пальма

ананас

банан

лимон

кокос

(Дети переставляют слоги местами, читают слова).

Логопед:

- Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 1. Проверка задания. Возвращение к слайду 7).

Логопед:

- Произнесем волшебные слова.

(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши “вырастают” деревья).

6. Упражнение “Поставь ударение в слове”.

Логопед:

- На этом острове живут опасные звери, но если их “ударить”, т.е. правильно поставить ударение, то их можно укротить.

(У детей предметные картинки с изображением животных. Дети подбирают схему слогового состава к словам, выделяют ударный слог).

Дети:

- В слове жираф 2 слога, ударение падает на гласную а во втором слоге.

- В слове бегемот 3 слога, ударение падает на гласную о в третьем слоге.

- В слове зебра 2 слога, ударение падает на гласную е в первом слоге.

- В слове верблюд 2 слога, ударение падает на гласную ю во втором слоге.

- В слове черепаха 4 слога, ударение падает на гласную а в третьем слоге.

Логопед:

- Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 2. Проверка задания. Тригер. Щелчок мыши по каждой слоговой схеме. Возвращение к слайду 7).

Логопед:

- Произнесем волшебные слова.

(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши появляются животные).

7. Упражнение “Подбери к картинке схему звукового состава”.

Логопед:

- Продолжаем путешествие. (Слайд 8. Щелчок мыши). Внизу – поляна. Медведь празднует свой День рождения. Он пригласил гостей. Подберите к картинкам схемы слогового состава и узнаете, какое угощение приготовил медведь для гостей.

Экран выключить.

(У детей картинки с изображением животных и слова, обозначающие угощения для животных. На доске – схемы звукового состава слов. Дети подбирают к словам (угощениям) схемы звукового состава и угадывают, кому принадлежит угощение).

Речевой материал: кора - заяц, шишки - белка, грибы - ёж, мед - медведь, мясо - лиса.

Логопед:

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 8).

Экран выключить.

9. Упражнение “Собери слово”.

Логопед:

- Ребята, Фея Грамота передала вам волшебные “цветы” и записку: “Найдите буквы в цветах и выложите из них слово - название моей страны”.

(У каждого ребенка - сухой бассейн – контейнер в форме цветка с различной крупой: горохом, фасолью, рисом, гречкой. В бассейне спрятаны буквы: ш, к, о, л, а. Дети ищут буквы в сухом бассейне и складывают из них слово школа).

Логопед:

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы узнаем, как называется волшебная страна. Выложите из найденных букв название волшебной страны. Прочитайте это слово. (Дети читают слово школа)

Логопед:

- Ребята, значит, волшебная страна, в которую мы держали свой путь, называется школа. Вот она. (Слайд 9. Щелчок мыши.). Приземляемся.(Щелчок мыши). Наше путешествие закончилось.

III. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, кто пригласил нас в свою волшебную страну?

Дети:

- Нас пригласила Фея Грамота.

Логопед:

- На каком транспорте мы отправились в путешествие?

Дети:

- Мы путешествовали на воздушном шаре.

Логопед:

- Какие задания мы выполняли на пути в волшебную страну?

(Дети рассказывают, какие задания они выполняли на протяжении всего занятия).

Логопед:

- Ребята, вас ждет настоящий сюрприз. Сама Фея Грамота пришла к нам в гости. Это ваша будущая учительница Надежда Ивановна”.

Учитель:

- Ребята, я увидела сегодня, как много вы знаете и умеете. Совсем скоро, через 3 месяца, вы придете в школу. Школа – это, действительно, настоящая волшебная Страна, Страна букв и слов, страна Знаний. Я с нетерпением буду ждать вас там первое сентября. А на память о сегодняшнем путешествии я дарю вам медальки.

(Учительница вручает детям конфеты-медальки).