Цели:
- закрепление практических навыков в выполнении действий со степенями;
- развитие вычислительных навыков;
- расширение знаний об истории Воронежа; о литературном наследии города;
- развивать и активизировать познавательный интерес к предмету;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитание уважения к своей “малой” Родине.
Ход урока
I. Оргмомент.
(Заставка)
- У нас сегодня не совсем обычный урок: мы совершим путешествие по родному городу, вспомним некоторые исторические сведения о Воронеже и закрепим выполнение действий со степенями. Наше путешествие пройдет под девизом:
“О город мой гордый! Воронеж мой славный!”
II.
- В семье городов российский Воронеж занимает достойное место. А чтобы узнать, когда в русских летописях появилось первое упоминание о Воронеже, надо выполнить задание (слайд 2).
Найдите координаты точки пересечения графиков линейных функций: y=4x+33 и y=9x – 22.
Первые упоминания о поселении датируются 1177 годом. Соответственная запись обнаружена в Никоновской, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. В древних сказаниях рассказывается о битве рязанских и владимирских князей, а также о побеге рязанского правителя Ярополка в Воронеж. По сказаньям Лаврентьевской летописи владимирцы победили и потребовали выдачи рязанского воеводы. Жители Рязани на пути в “Вороножь” выдали врагам беглеца. В Ипатьевском летописном своде также упоминается данное событие, но населённый пункт называют здесь “Воронажем” и “Вороняжем”.
Но основание Воронежа, как города относится к более позднему сроку.
Чтобы узнать дату основания города, заполните таблицу (слайд 3).
Число | ||
Месяц | ||
Год |
- Официальным годом основания Воронежа считают 1586 год. Древний город был сооружен как крепость для защиты от крымских татар.
- Город был построен в междуречье двух рек, Воронежа и Дона. А как называлась древняя река Дон, вы узнаете, расшифровав запись (слайд 5).
“Ключ”:
А И Т С Н
- Древняя река Дон называлась Танаис. Немного информации об этой реке (слайд 6).
- И именно потому, что город был построен в междуречье двух рек с выходом в Азовское море, впоследствии он стал колыбелью русского военного флота.
А благодаря какому царю произошло это событие?
- Чтобы узнать, в каком году Петр I впервые посетил город Воронеж, найдите значение выражения (слайд 7).
Петр I впервые посетил Воронеж в 1696 году и потом часто приезжал в город, чтобы лично контролировать строительство кораблей.
С жизнью и деятельностью Петра Великого в Воронежском крае, на Дону связана целая историческая эпоха. Многим обязан Воронежский край Петру, но и Петр многим обязан Воронежу и Дону.
Воронежцы отдали долг великому государственному деятелю России, увековечив его имя в улицах города и открыв памятник Петру I. (слайд 8).
Где поставлен этот памятник? Какие улицы названы именем Петра I?
Физкультминутка.
- В названиях наших улиц увековечены имена видных литературных деятелей.
Давайте расшифруем записи и узнаем фамилии двоих из них (слайд 9).
(Самостоятельная работа по вариантам, в “ключе” записаны показатели получившихся степеней.)
“Ключ”:
3 12 1 0 8 5 ц ь л о к в
“Ключ”:
0 5 3 1 4 15 31 в н т о п а л
Этим литераторам были открыты памятники в нашем городе, вы будете знакомиться с их творчеством на уроках литературы.
(слайды 11 и 12).
Памятники ещё каким поэтам вы встречали на улицах нашего города?
(слайд 13)
III. Заключение.
История нашей страны незримо связана с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы вспомнили или узнали новое о крае, где родились, живем, учимся, работаем.
Повторили действия со степенями.
Рефлексия
На столе у вас лежат три солнышка (с тремя лучиками, четырьмя и пятью), подняв одно из них, оцените свою работу на уроке.
И в заключение давайте полюбуемся нашим городом (фильм).