(слайд № 1)
Цель урока:
- Образовательный аспект: дальнейшее формирование основ функциональной линии через введение понятия координатной прямой; создание ориентировочной основы для умений находить координаты прямой и строить точки по заданным координатам;
- Развивающий аспект: создание условий для развития умения переноса известных способов действий в новую ситуацию;
- Воспитательный аспект:
- воспитание настойчивости в достижении цели,
- воспитание чувства ответственности за свои действия (бездействие), сопричастности ко всему происходящему в классе.
Оборудование и дидактические материалы:
- Компьютер,
- Проектор,
- Презентация по теме “Координаты на прямой”,
Домашнее задание: п.26. №890(б), №917(4), №919. (слайд № 2)
Ход урока
I. организационный момент.
“ Мир построен на силе чисел” Пифагор.
Данное высказывание принадлежит древнегреческому ученому Пифагору.
(слайд № 3)
II. Сообщение темы урока:
Сегодня мы продолжим работу по теме “Координаты на прямой”. Для этого разгадаем ребус. (МИНУС). Это слово играет важную роль при изучении темы.
(слайд № 4)
III. Устно:
1. – Что изображено на рисунке. (слайд № 5)
1а. -Что такое координатная прямая? (слайд № 5)
1б. –Что означает на координатной прямой 0;1; “+”; “-”; х. (слайд № 6)
2. -Как еще можно изобразить координатную прямую? (слайд № 7)
2а. -Определите координаты точек. (слайд № 7)
2б. -Что называют координатой точки на прямой? (слайд № 7)
3. –Какие числа изображены на координатной прямой? (слайд № 8)
4. Назовите координаты точек. (слайд № 9).
5. Какое слово получилось? (слайд № 9)
6. Рене Декарт. (слайд № 10)
7. История отрицательных чисел. (слайд № 11)
IV. Физкультминутка. (слайд № 12)
V. Работа с учебником.
№901(а), 918, №911
№1.Выполните задание “Координаты на прямой” (слайд № 13)
а) Определите координаты точек?
б) Какие точки имеют положительные координаты?
в) Какие точки имеют отрицательные координаты?
№2. Задача 2.Запишите координаты точек. (слайд № 14)
№3. Задача 3.Найдите ошибку. (слайд № 15)
№ 911.
- Прочитайте задачу.
- Кто из ученых родился раньше? (Плутарх.)
- Я утверждаю, что данный ответ неверный. Почему?
- О чем мы забыли решая эту задачу? Или на что вы не обратили внимания, когда читали задачу?
- Ведь даты жизни и смерти даны до н.э.
- Так кто же родился раньше других ученых? (Пифагор)
- Как узнать, сколько лет прожил каждый ученый? (из даты рождения вычесть дату смерти)
- Запишите самостоятельно решение этой задачи.
Решение:
1) 384 – 322 = 64(г.) – прожил Аристотель.
2) 570 – 500 = 70(лет) – прожил Пифагор.
3) 127 -46 = 81(г.) – прожил Плутарх.
Ответ: Аристотель - 64года, Пифагор -70лет, Плутарх -81год. (слайд № 16)
IV. Самостоятельная работа. (слайд №)
I вариант
1. Запишите координаты точек M, N, K, A, Д, изображенных на рисунке.
2. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки E(3); K(-2); D(2,5); F(-1,5); S; P(4,25); B(-2,75).
3. Начертите горизонтальную прямую. Отметьте на прямой точки С и D так, чтобы точка D была правее точки С и СD = 5см. Отметьте на прямой начало отсчета 0, если С(-2), а D(3).
II вариан
1. Запишите координаты точек E, F, K, B, P, изображенных на рисунке.
2. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину пяти клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки A(2); M(-3); D(-2,6); P(-2,4); N; T; K(-1,8).
3. Начертите горизонтальную прямую. Отметьте на прямой точки E и F так, чтобы точка F была правее точки E и EF = 6см. Отметьте точку 0 – начало отсчета, если
Е(-4), а F(2).
III вариант. Тест. Ответы (слайд №17)
1. Координатная прямая – это
А) числовой луч;
Б) прямая с началом координат;
В) Единичный отрезок;
Г) прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением.
2. Отрицательные числа- это
А) числа, которыми мы считаем;
Б) числа, которые лежат справа от нуля;
В) числа, которые расположены слева от нуля;
Г) числа, которые находятся между положительными и отрицательными.
3. Нуль является
А) положительным;
Б) отрицательным;
В) положительным и отрицательным;
Г) ни положительным, ни отрицательным.
4.Положожительные, отрицательные и нуль “живут” на
А) числовом луче;
Б) На отрезке;
В) на прямой;
Г) на координатной прямой.
5. Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой выше начала координат?
А) натуральными;
Б) дробными;
В) положительными;
Г) отрицательными.
VI. Итог урока (слайд № 18)
- Вернемся к координатной прямой.
Что такое координатная прямая?
Что называют координатой точки на прямой?
- У вас на партах кружки разного цвета.
- Зеленые кружочки – да, тема усвоена.
- Красные – нет, тема не усвоена.
- Желтые – недостаточно усвоена.
Расположите данные кружки на координатной прямой.
- Какого цвета круги будут слева? Почему?
- Какого цвета круги будут справа? Почему?
- Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных:
а) слева от начала координат;
б) справа от начала координат?