Конспект урока по обучению грамоте и письму: "Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г" и "Заглавная и строчная буквы Г, г"

Разделы: Начальная школа


Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать орфографическую зоркость.

Обучение УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения; осуществлять самоконтроль.

Пропедевтика: правила правописания корневых орфограмм.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

2. Включение в учебную деятельность.

- Для чего мы с вами изучаем буквы?

- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?

- А кто умеет уже хорошо читать и сам читает книги?

3. Актуализация знаний.

- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки – произносим и слышим).

- На какие две большие группы делятся звуки? (Гласные и согласные).

- Почему на ленте букв гласные расположены в два ряда – есть верхний и нижний ряд? (Гласные верхнего ряда обозначают твёрдость согласных; гласные нижнего ряда – мягкость согласных звуков).

- Что мы знаем о согласных звуках? Какие они бывают? (Мягкие и твёрдый; глухие и звонкие).

На доске – две короны, а под ними – гласные – Е и Я.

- Как вы думаете, какие две буквы могли спрятаться под этими коронами?

- Как мы назвали с вами эти две буквы? (“Капризными принцессами”).

- Почему? (Они могут обозначать один звук, а могут обозначать два).

- Когда эти буквы обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после Ь и Ъ).

- Когда эти буквы обозначают один звук? (После согласного, в слиянии).

На доске слова (переворачиваются по одному): под буквой я – цапля, якорь, маяк, няня, листья; под буквой е – енот, село, съел, веер, лес. Дети определяют количество звуков, которое обозначают буквы Е и Я.

4. Постановка целей и определение темы урока.

- Как гогочут густ? (Га-га-га).

- Какой новый звук вы услышали?

- Га-га-га, - гогочет гусь, -
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу не нагляжусь.

- Как вы умаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Знакомиться с новыми звуками и новой буквой).

5. Работа по теме урока.

На доске – два слова: грибы, круги.

Выделите новые звуки в словах - [г] и [г?]. Дайте характеристику этих звуков: согласные, твёрдый и мягкий, звонкие. Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?

Знакомство с буквами Г, г.

Прописываем печатными буквами заглавную и строчную буквы Г и г. Дети спечатывают слова с доски (грибы, круги) – делают звуко-буквенный анализ этих слов, составляют схемы. Схемы составляют самостоятельно, с последующей самопроверкой (сверяют свою работу с образцом).

Дети записывают две строчки слов:

гриб грибы с грибами грибов

гриб грибок грибник грибница (ставим ударение, проговариваем правописание безударных гласных в корне).

Дети анализируют слова и приходят к выводу, что в первой строчке – формы одного и того же слова, а во второй строчке – однокоренные (родственные) слова.

6. Развитие дыхательного аппарата.

1) Дыхательная гимнастика. Упражнения:

“Пятёрка”: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.(Повторение).

“Ароматный цветок”: сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: “Какой ароматный цветок”. (Новое упражнение).

“Озябшие руки”: пальцы одной руки сжать в кулак, который обхватить ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на “озябшие” руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

2) Артикуляционная разминка. Упражнения:

“Щётка-1”: губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения – по нижнему ряду зубов.

“Щётка-2”: рот открыть и чистить языком, как зубной щёткой, с внутренней стороны верхние зубы, сверху вниз, нижние зубы – снизу вверх.

3) Работа над дикцией.

“Распевка”: сделать вдох, а на выдохе произнести любой гласны звук кратко, затем нараспев.

7. Продолжение работы по теме урока.

Дети записывают в тетрадь предложение:

Гена собрал много грибов.

Давайте повторим три правила написания предложения. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, все слова пишутся отдельно). Дети подчёркивают заглавную букву, точку, пробелы между словами простым карандашом).

Разбор правописание парной согласной на конце слова (ошибка была допущена ребёнком накануне на развивающих занятиях). Дети в тетради записывают:

гараж – гаражи.

8. Минутка отдыха.

Поиграем в игру “Доскажи словечко”.

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручка... (горох).

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица... (грач).

Михаил играл в футбол
И забил в ворота... (гол).

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами... (гребут).

9. Закрепление пройденного. (Если останется время.)

Работа с мультимедийный приложением к учебнику:

- чтение слогов, предложений с новой буквой,

- составление слов;

- составление рассказа по картинкам.

10. Подведение итогов урока.

- Какие задания вы сегодня выполняли на уроке?

- Какие из них вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Приложение.