Класс 5.
<strong>Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок изучения новых знаний.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией;
- Сформировать навыки по определению качества овощей, первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей;
- Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прививать интерес к здоровому образу жизни, аккуратности, самостоятельности;
- Развивать эстетический вкус при оформлении блюда.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи и приспособления для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, посуда и предметы сервировки стола, зелень, овощи и фрукты
Наглядные пособия: таблица “Формы нарезки овощей”, таблица “Классификация блюд”, таблица “Пищевая пирамида”, таблица “Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов)”.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Взаимное приветствие;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Отметить отсутствующих
2. Cобщение темы и цели урока.
3. Изучение нового материала.
Растительная пища занимает ведущее место в питании большой части человечества, а для некоторых народов она является основной. Имеется много достоверных наблюдений, показывающих, что там, где в питании преобладают различные овощи и фрукты, люди меньше болеют и меньше живут. Т, кто нарушает режим питания, употребляя мало овощей и фруктов, выглядят старше своих лет, предрасположены к заболеваниям, у них снижается работоспособность, появляется вялость, раздражительность, плохое настроение.
В меню каждого человека хоть раз в день должны включаться сырые овощи и фрукты. Они обеспечивают человека жизненно важными витаминами, минеральными веществами и микроэлементами, а также создают условия для вывода из организма воды и жиров, нейтрализации вредных веществ.
Учитель спрашивает: “Какие овощи Вы выращиваете или покупаете на рынке?”. Учащиеся перечисляют: “Картофель, редис, зелень, помидоры, огурцы и т.д.”.
Учитель обобщает ответы учащихся.
Овощи можно разделить на группы (работа с учебником):
- Корнеплоды;
- Клубнеплоды;
- Капуста;
- Тыквенные;
- Бобовые;
- Листовые;
- Пасленовые;
- Луковичные.
Учитель спрашивает: “Какие блюда можно приготовить из овощей?”. Учащиеся перечисляют: “Салат, овощи можно жарить, тушить, консервировать и т.д.”.
Овощи широко используют для приготовления холодных закусок – салатов. По основному продукту салаты бывают:
- Овощные;
- Мясные;
- Рыбные;
- Фруктовые;
- Смешанные - ассорти.
Полезнее всего салат есть перед началом приема пищи для повышения аппетита. Но прежде, чем приготовить салат, овощи необходимо подготовить.
Первичная обработка овощей включает следующие действия:
- Овощи перебрать (подпорченные и вялые овощи не использовать);
- Промыть под проточной водой и обдать кипяченой водой;
- Обсушить на полотенце;
- Нарезать.
При приготовлении нашего блюда мы должны освоить приемы нарезки овощей. Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а украшают салаты только теми продуктами, которые в него входят.
Также мы должны запомнить правила, как можно меньше потерять витамины при приготовлении салатов из сырых овощей:
- Не держать овощи долго в воде;
- Резать и чистить овощи нельзя ножом из нержавеющей стали, а также нельзя готовить и хранить салат в аллюминевой и другой металлической посуде;
- Не нарезать сырые овощи очень мелко;
- Готовить салат, заправлять и солить непосредственно перед подачей на стол;
- Хранить салаты в холодильнике: незаправленные – не более 12 часов, заправленные – не более 6 часов.
4. Практическая работа.
Прежде чем приступить к приготовлению салата, учитель напоминает учащимся:
- Санитарно-гигиенические требования;
- Проводит текущий инструктаж;
- Делит учащихся на группы.
Учащиеся выбирают блюда для проекта, готовят посуду и рабочее место для нарезки овощей. По ходу работы учитель показывает приемы нарезки, чтоб не получить травмы. Нарезанные овощи кладут в эмалированную миску, перемешивают и заправляют. Заправленный салат укладывают горкой в салатник, оформляют подготовленными овощами и зеленью. С боку кладут столовую ложку. Сервируем стол.
Презентация блюд: учащиеся дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены, и чем полезны.
Практическая работа завершается дегустацией, уборкой рабочих мест.
5. Закрепление изученного материала.
- В чем заключается первичная обработка овощей?
- Какие продукты есть без ограничения?
- Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?
- Почему овощи нельзя долго держать в воде?
6. Заключительная часть.
- Подведение итога урока, необходимые замечания;
- Оценка практической работы и устных ответов учащихся.
Домашнее задание: параграф 10, принести овощи для винегрета, объяснить понятия “цинга”, “куриная слепота”.
Список использованной литературы.
- Самсонова А.В., Квест, 1994 “Популярная кулинария. Овощные блюда”.
- Калаурова Д.М., Бушкова Н.В., Харвест, 2003 “Большая кулинарная книга”.
- Никола Грэймс, Росмэн-ПРЕСС, 2005 “Пища для ума”.
- Рудольф Биллер, АСТ-Пресс, 1995 “Как украсить блюда”.
- www.millionmenu.ru
- www.wikipedia.org