Цели:
- закрепить и расширить знание детей о государственной и народной символике;
- развивать способность выражать сочувствие и желание проявлять эмоциональную поддержку и помощь людям;
- воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.
Материал и оборудование: макеты березок и матрешек; плакат с государственной символикой; географическая карта ; аудиозапись гимна России; фонограмма муз. П.И. Чайковский “Времена года” ; предметы изготовленные из березы: веник, мыло, лучина; березовые почки; чага; береста; элементы узоров, для украшения матрешек, гуаш.
Предварительная работа:
- работа по географической карте,
- заучивание стихотворений о березке, о матрешке.
- рассматривание альбома “Символика стран”
Элементы здоровьесбережения:
- дыхательная гимнастика,
- физкультминутка
- игра “Гори, гори ясно”,
- пальчиковая игра “Мы матрешки вот такие крошки...”,
- оздоровительный березовый сок.
Ход занятия
Дети, посмотрите внимательно на карту. Как называется наша страна? Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны ?
Как велика моя земля! Как широки просторы:
Озера, реки и поля, леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля от севера до юга,
Когда в одном краю весна – в другом снега и вьюга.
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: это герб, флаг и гимн. Есть они и у России. Мы с вами познакомимся с ними. Рассмотрим герб нашей страны.
-- Что на нем изображено?
На красном щите расположен двуглавый золотой орел. Орел – царь – птица. Одна голова орла обращена на Восток, другая на Запад. Над головами орла – три короны. Правой лапой орел сжимает жезл , украшенный резьбой золотом и драгоценными камнями. Это скипер. В левой лапе – держава, золотой шар с крестом на верху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное и непобедимое. На груди орла тоже красный щит. На нем изображен всадник. Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке серебряное копье, которое помогло победить дракона. Конь воина топчет дракона копытами . В этом гербе отразилась борьба добра и зла. Послушайте стихотворение “Чудо Георгия о змие”.
Прожорливый и злой Дракон когда-то жил на свете.
Дрожали в страхе перед ним и взрослые и дети.
Он в жертву требовал детей невинных каждодневно,
И на съеденье отдана была ему Царевна.
Стоит Царевна вся в слезах и ужасом объята,
А к ней на встречу, словно вихрь, летит Дракон крылатый.
Она в отчаянье, и вдруг к ней с неба всадник мчится,
И озарилось все вокруг. Иль это только снится?
Прекрасный всадник неземной спешит на помощь смело.
Плащ синий вьется за спиной, а конь, как пена, белый.
Дракона жадного пронзил копьем Святой Георгий,
Царевну спас, и наступил конец кровавых оргий.
Веков немало пронеслось, но не забудут люди
О происшедшем в той стране невероятном чуде.
Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества, поэтому его увековечили на гербе России.
-- Для чего нужен герб государству? (Чтобы мы могли отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки своей страны от других стран, т.к. на них тоже изображен герб. Герб изображен на пограничных столбах страны, печатях, на почетных грамотах, дипломах, государственных книгах.)
Дети, найдите Российский флаг среди множества флагов
-- Почему вы думаете, что это Российский флаг? (Российский флаг состоит из трех полос. Вверху белая полоса, в середине -- синяя, а внизу – красная).
-- Что же обозначает белая полоса ? (Белая полоса – божественная, честная, справедливая ).
-- Что обозначает синяя полоса ? (Синяя полоса обозначает мир небесный и цвет воды: рек, озер, морей).
-- Что обозначает красная полоса? (Красная полоса обозначает человеческий мир, красоту, смелость, мужество, любовь).
Да. На Руси издавна все красивое называли красным. Например? (Красная изба, красная девица, красная площадь).
Белые, синие, красные цвета – это красота окружающего мира, добро и справедливость. Государственный флаг, герб России находятся постоянно в зданиях Администрации Президента РФ, Государственной думы, Верховного суда и т.д.
-- Какая главная песня России ? (Главная песня России – гимн).
Правильно. Гимн – это величественная и торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн.
-- В каких случаях исполняется гимн ? (Утром и вечером каждого дня. В торжественных случаях: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей ).
Гимн исполняется и слушается стоя. (звучит гимн дети слушают стоя ).
Кроме государственной символики есть еще и народная символика. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы – красавицы русского леса : стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа ! О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Вспомните стихи, которые мы с вами разучивали . (дети читают стихи о березке ).
Березка моя зелененькая, кудрявая, веселенькая,
Близ тебя, березонька, трава шелковая,
Близ тебя, березонька, вода ключевая,
На тебе, березонька, соловьи поют,
Под тобой, березонька, красны девушки хоровод ведут.
Под русской березкой часто проводили хороводные песни и игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру “Гори, гори ясно”
-- Ребята, какую пользу березка приносит людям ? (полено березовое)
Верно , люди топят печки и получают много тепла, самое жаркое тепло от березовых дров. А еще давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали березовую лучину, она меньше всех коптила. Из бересты плели лапти, туески, лукошки, игрушки... (показ предметов )
-- Это березовый веник, он нужен в бане чтобы париться, а в избе – пол подметать.
-- Это береста, на ней можно писать, раньше не было бумаги и люди писали на бересте, а потом научились из нее делать бумагу.
-- Береза – лечебное дерево. Это почки из них делают настойку и натирают больные места.
-- Это гриб –чага, можно заваривать, как чай и пить, очень полезно!
-- А это березовое мыло – очень помогает от кожных заболеваний. Еще березу используют при изготовлении целебных мазей.
-- Березовый сок очень вкусный и полезный.
Вот сколько пользы от нашей березки! Живет березка около 150 лет. Высота ее 20–25 метров, самое толстое дерево в диаметре – 80 см. В России 40 видов берез.
Посмотрите, дети, на эту березу, она стоит печальная, грустная, а вот у меня есть волшебные листочки, которые могут развеселить березку. Давайте нарядим березку.( дети наклеивают на березку листочки )
Игра -- пантомима
Среди поля березка стоит она листьями шумит, (дети дуют на березку)
Золотым венчиком звенит, (соответствующие движения )
Весной она соком питает, летом прохожего прохлаждает,
Осенью ленивого подымает, зимой избу согревает.
Еще один символ – русская матрешка. Когда приезжают иностранные гости, то обязательно покупают матрешку. Всем она нравится. Нигде в мире нет такой игрушки. Делают матрешек из липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала вытачивают самую маленькую матрешку, затем больше и больше. Иногда таких матрешек доходит до 50 штук т.е. в одной помещается 50 штук. Посчитаем , сколько у нас матрешек.
Расписаны они по-своему, розами да узорами, одна краше другой.
Матрешка на окошке, под ярким сарафаном.
Вся семья в матрешке, как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо: матрешечка – дитеныш,
А там еще, откуда? А там опять – найденыш !
Сестрички все – подружки, сидят они друг в дружке.
- Кто знает стихотворение о матрешке ? (дети читают стихи )
Ребята, посмотрите, эти матрешки бесцветные, помогите им стать нарядными, красивыми.
Пальчиковая игра “Мы матрешки вот такие крошки...”
Под мелодию дети раскрашивают матрешек, после детей угощают березовым соком.