Цель: Формирование умений и навыков при делении с остатком, нахождение делимого по неполному частному и остатку от деления, применение знаний при решении задач.
Задачи:
- Научить выполнять деление с остатком;
- Научить находить делимое по неполному частному и остатку от деления;
- Научить применять полученные знания и умения к решению задач;
- Продолжить формировать грамотную математическую речь;
- Пробудить интерес и активность к самоанализу и контролю.
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний с применением ИКТ.
Метод обучения: Метод усвоения знаний, основанный на познавательной активности репродуктивного характера.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Ввод в урок. Сообщение о теме, форме проведения данного урока и его задачах ( 3 мин.)
- Устная работа (Приложение 1) (5-7 мин.)
- Мотивация и актуализация опорного материала с помощью решения устной задачи ( 5 мин.)
- Первичное закрепление, решение задач. (10-14 мин.)
- Проверка усвоения материала (5-7 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
- Подведение итогов урока с помощью наводящих вопросов и решения устных задач (5 мин.)
Ход урока
1. Собрать тетради с домашней работой. Собрать готовые проекты “Старинные способы умножения и деления”.
2. Показ презентации. Сообщение о теме, цели урока, о задачах урока, девизе урока. Девиз урока: “Деление нам служит на деле;
- Оно нам поможет всегда.
- Кто поровну трудности делит,
- Разделит успехи труда”
3. Устная работа.
Устный счет – формирование вычислительных навыков у учащихся (Приложение 1). Презентация взята с сайта “Карман для математика”
2*17+33 5+5*12 3500:100+400 48-12:3 200-20*5 13*8-34:2 6*15-15*5 6*4-4:2 68:17+17*2
Собранна картинка – ключ успеха в вычислениях.
Устная работа по повторению теоретических аспектов темы “Деление с остатком”
Назовите, какие возможны остатки при делении с остатком на 8?
Что означает, если остаток больше делителя?
Что означает, если остаток от деления ноль?
4. Мотивация и актуализация нового материала.
Задача. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
Решение: 23:4=5 (3 ост.)
Вопросы к учащимся:
- Сколько конфет осталось?
- Можно ли придумать обратную задачу, в которой главный вопрос “Сколь конфет в вазе?”?
- Назвать все компоненты в данном выражении. Что означает данное выражение?
23 = 5*4 + 3
Делимое —> неполное частное —> делитель —> остаток
- Записать правило нахождения делимого по неполному частному и остатку от деления.
5. Первичное закрепление и решение задач.
Выполнить деление с остатком сделать проверку: 882:40
- 1586:15
- 1332:64
- 9763:30
Работа с учебником: № 536 устно; № 537 устно; № 538 устно; № 518
6. Проверка усвоения материала – перфокарта.
Задание | Ответ на вопрос | ||
Чему равен остаток от 57:8? | 10 | 1 | 3 |
Чему равен остаток от 90:8? | 2 | 11 | 1 |
Укажите остаток 1213:12 | 101 | 12 | 1 |
Укажите неполное частное 1213:12 | 101 | 11 | 1 |
Выбрать возможный остаток от деления на 6 | 5 | 7 | 10 |
Выбрать возможный остаток от деления на 3 | 3 | 2 | 5 |
Делитель 8, неполное частное 11, остаток 3. Чему равно делимое? | 35 | 41 | 91 |
Делитель 7, неполное частное 9, остаток 6. Чему равно делимое? | 69 | 61 | 51 |
Проверить выполнение заданий перфокарт.
Выставить отметки:
- 8 верно выполненных заданий – “5”
- 6-7 верно выполненных заданий – “4”
- 5-4 верно выполненных заданий – “3”
Меньше 4 верно выполненных заданий – “2”
Обратить внимание детей на анализ допущенных ошибок.
7. Домашнее задание: № 540, 541, работа над проектом, правило.
8. Подведение итогов урока построить с помощью ответов на следующие вопросы:
- Неизвестное число разделили на 7, получилось 7 и в остатке 2. Найдите это число. (51) Как найти это число?
- Мама сварила варенья 17 литров. Сколько двухлитровых банок ей необходимо взять, чтобы разлить варенье? (9 банок)
Спасибо за урок!