Программные задачи.
Познавательные:
- обеспечение целостного восприятия картины;
- расширение и уточнение представлений детей о необходимости помогать птицам в зимнее время.
Образовательные:
- расширение и активизация словаря (заснеженный, зимующие, кормушки, подкормка, дятел, снегири, воробьи, голуби);
- развитие навыков речевого общения, связной речи;
- обучение составлению рассказа по картине;
Воспитательные:
- воспитание заботливого отношения в объектам живой природы.
Оборудование:
- картина “Помощь зимующим птицам” из серии “Картины из жизни диких животных”, тарелочки с кормом для птиц: пшено, семечки, сало, сухие ягоды, вермишель.
Предварительная работа:
- изготовление с родителями кормушек и развешивание их на участке детского сада,
- подкормка птиц, прилетающих на участок,
- беседы о помощи птицам в зимнее время,
- заучивание стихов.
Ход занятия
Восп.: Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз.
Воспитатель открывает салфетку, и дети рассматривают корм (пшено, семечки, сало, сухие ягоды, морковь, вермишель).
Восп.: Посмотрите и скажите: что это? Для чего я это сюда принесла?
Дети: Это корм для птиц: пшено, семечки, сало.
Восп.: Тогда скажите мне, для каких птиц подойдет этот корм?
Дети называют птиц и виды корма.
Восп.: Очень хорошо. Вы все сказали верно. И теперь вы, конечно же, догадались, о чем сегодня пойдет речь?
Дети отвечают.
Восп.: Правильно, сегодня мы поговорим о помощи зимующим птицам. А поможет нам в этом картина.
Воспитатель выставляет на мольберт картину.
Восп.: Ребята, вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, потому что потом мы с вами должны составить рассказ по этой картине. Итак, вопрос. Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Восп.: Какой уголок города нарисовал художник?
Дети: Это нарисован парк.
Восп.: Где в парке лежит снег?
Дети: В парке снег лежит везде: на земле, на кормушках, на деревьях.
Восп.: Посмотрите на картину и скажите, кто приехал в парк?
Дети: В парк приехали люди: взрослые и дети.
Восп.: Давайте расскажем о них. Во что они одеты.
Дети: Впереди мы видим девочку в белой шапочке и клетчатом пальто. Еще рядом с ней мальчик в куртке и ботинках. У девочки на ногах валенки.
Восп.: Расскажите о мальчике, который находится рядом.
Дети: Мальчик одет в вязаную шапочку, спортивный костюм и у него нет рукавиц.
Восп.: Как можно одним словом назвать группу людей в центре картины?
Дети: Это семья. Здесь мы видим маму и папу. А с ними малышка и ее брат. У малыша в руках маленькая лопатка. У папы с собой фотоаппарат.
Восп.: А как вы думаете, для чего люди пришли в парк?
Дети: Люди пришли отдохнуть и покормить птиц. Они принесли с собой разный корм: семечки, сало, ягоды.
Восп.: Как вы думаете, часто ли приезжают люди в парк? Были ли они здесь раньше?
Дети: Люди уже приезжали в парк. Мы видим, что уже развешены кормушки, А птицы не боятся людей – синичка ест из рук девочки. Птицы не боятся людей, их здесь не обижают.
Восп.: Подумайте, почему нужно подкармливать птиц зимой?
Дети: Потому что они не могут найти корм под снегом. Потому что зимой нет насекомых, и птицы могут погибнуть.
Восп.: Все верно. И конечно, птицам помогают все, и мы с вами развешивать кормушки и кормили птиц. А помните, мы с вами учили стихотворение, в котором дети тоже подкармливали птиц. Давайте его прочтем вместе. Ира начнет, а вы будете внимательно слушать и продолжать его дальше.
Дети читает стихотворение “Мы кормушку смастерили…”.
Восп.: Вы в стихотворении перечислили много птиц. А теперь посмотрите на картину и теперь назовите птиц, которые прилетели на угощение в парк.
Дети: На кормушку прилетели воробьи и снегири, поползни, дятел, голуби, синицы.
Восп.: Кроме птиц, кого-то еще можно встретить в парке?
Дети: Здесь еще могут быть белочки. Мальчик кормит белочку, она к нему уже привыкла.
Восп.: Расскажите о настроении людей. Нравится ли им помогать птицам?
Ответы детей.
Восп.: Мы с вами внимательно рассмотрели картину, а знаете ли вы как она называется? Давайте попробуем угадать по тому, что мы здесь увидели.
Дети придумывают название картины.
Воспитатель говорит, что эта картина называется “Помощь зимующим птицам”.
Восп.: А сейчас немного поиграем.
Физминутка.
Сыплет белый снег густой - дети, подняв руки
вверх, медленно и плавно их опускают
На деревья и дома – руками показывают вправо
и влево.
И на месте ты не стой – шагают
А не то тебя засыплет – руками накрывают голову
Снегом лютая зима – обнимают себя руками
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем – шагают высоко поднимая
колени
Взмах руками, словно птица,
Это тоже пригодится - взмахи руками в сторонах
Станет нам тепло тогда – руками полуобороты
Улыбнемся вместе? – Да!
Восп.: Вы отдохнули и мы снова обратимся к нашей картине. Давайте попробуем составить рассказ по этой картине и сделаем мы это по плану.
С чего вы начнете рассказ? О ком вы будете рассказывать потом? Не забудьте рассказать как одеты люди. О чем вы расскажете дальше? А потом? Чем закончите рассказ?
Ответы детей.
Восп.: Мы с вами составили план рассказа, а сейчас подумайте одну минуту, а потом будете составлять рассказ по этому плану.
Подготовка детей к рассказыванию.
Восп.: Предлагаю начать рассказ Алине. Потом его продолжит Федя. Саша расскажет о детях, а Ира о взрослых на картине. А завершит рассказ Леша. Он расскажет о птицах.
Дети составляют совместный рассказ.
После составления рассказа воспитатель предлагает одному-двум детям самостоятельно составить рассказ по картине.
По окончании воспитатель благодарит детей, говорит о том, что они внимательно слушали воспитателя и детей, внимательно рассматривали картину, поэтому смогли составить хороший рассказ.
Восп.: Меня сегодня порадовал Леша он совсем не нарушал дисциплину, очень удивил Дима тем, что оправдал мои ожидания, старалась Катя, она хорошо отвечала на все мои вопросы, правильно строила фразы. Молодцы, спасибо.