Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь и букв Е, Ё, Ю, Я, И"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;
  • развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;
  • развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1. Актуализация знаний. Повторение. 1. Организационный момент. Гимнастика для глаз.

– Откройте тетрадь

– Что мы запишем на первой строчке? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– “Классная работа”.

Чистописание.

– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка?

2. Прописывание букв и сочетаний.

Ее, Ёё, еее, еле

– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?

– Знаете ли вы, ребята, что буква ё – самая молодая буква в русском алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

Прочитайте слова на второй строчке. Ель, ёлка, её, енот.

– Запишите их. Какое слово здесь лишнее. Почему? (её)

– Назовите слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)

Разделите вертикальной чертой слова на слоги. (Проверка в парах. Если задание выполнено правильно, нарисуйте зелёный кружочек на полях).

Все ли слова вы разделили? Почему? Какие из этих слов нельзя переносить?

Что можно сказать о количестве звуков и букв в этих словах?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

2. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 3. Фонетический разбор слова ель.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Как назывался этот этап урока?

4. Формулирование темы и цели урока.

– Прочитайте слова

ден кон ки
пен пал то
сол мал чик
мол угол ки
лос ал пинист

– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме мягкости согласных.)

– Назовите тему урока.

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

- А как можно еще смягчить согласные звуки на письме?

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Развитие умений – применение знаний. 5. Работа в парах.

На карточке: одежда, журавль, львята, вещи, горький.

– Прочитайте слова, записанные на карточке.

–Разделите их на слоги, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.

– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой мягкий знак.) Чтение правила на стр.82 учебника “Русский язык” 2 класс. В.П.Канакина.

6. Физминутка.

7. Работа с электронным приложением к учебнику “Русский язык” 2 класс. В.П. Канакина. (Урок 14, упражнение с бегемотом).

– Прочитайте задание.

– Как вы будете его выполнять?

8. Выполнение упражнения из учебника. (стр. 85, упр.8) Запишите слова с твердым согласным звуком Л. Проверка.

9. Запись предложений под диктовку с заданием.

Наступили теплые деньки. Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, зелёным карандашом.

Проверка.

– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие (деньки).

Проверка.

– Что мы сейчас делали?

– Какие знания повторили?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

10/ Устно. Работа с электронным приложением к учебнику “Русский язык” 2 класс, В.П.Канакина (Урок 14, “Развивай свою речь”)

Познавательные УУД:

1) выявлять сущность, особенности объектов;

2) на основе анализа объектов делать выводы;

3) обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) оформлять свои мысли в устной форме;

3) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

4. Итог урока. 11. Итого урока.

– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?

– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного? (На конце или в середине слова после буквы согласного.)

– Прочитайте вывод в учебнике (с.88).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?