С проблемой мотивации к учению сталкиваются многие учителя. Учащиеся, окружённые огромным информационным полем, часто считают учебу в школе скучной необходимостью. Педагоги в такой ситуации прибегают к различным приёмам и методам, чтобы показать учащимся истинные возможности изучаемого предмета и убедить их в том, что они изучают его “для жизни, а не для школы”. И здесь незаменимую услугу может оказать внеклассная работа: надпредметная, межпредметная и по предмету.
Во внеклассной работе чаще всего применяются различные увлекательные, интересные формы работы, вызывающие определенный эмоциональный настрой и поэтому являющиеся мощным рычагом мотивации учения. Здесь можно поднимать темы, направленные на формирование положительного образа эрудированного, творческого, целеустремлённого человека, говорить о значимости образования для успеха в жизни.
“Я учусь, потому что это необходимо в дальнейшей жизни” - самый популярный ответ учащихся 10 класса в анкете по изучению мотивации обучения.
Приёмы мотивации к обучению, используемые во внеклассной работе, легко могут применяться и на уроках:
1. Вовлечение в деятельность интересным содержанием. Этот приём поддерживается такими заданиях как: анализ ситуации, обсуждение притчи, творческом задании на создание чего-либо (кодекса, герба, устава, свода и т.д.). Также можно использовать мозговой штурм.
2. Игра. Она всегда вызывает положительный настрой, способствует развитию креативного мышления. Например игровое задание “Докажем народную мудрость”. Команды получают набор пословиц об учении и образовании. Необходимо выбрать одну, о которой хочется рассказать (раскрыть смысл). Разработка деловой игры представлена мною ниже.
3. Соревновательные виды работ: конкурсы, викторины. Эти формы воспитывают ответственность за принятые решения, самооценку, формируют качества мышления, развивают интеллект.
Для достижения результата, в основе деятельности учителя по мотивации учащихся к обучению можно придерживаться ряда принципов, определяющих содержание, формы, методы воздействия на ученика. Наиболее значимыми можно считать следующие:
а) Принцип связи с жизнью;
б) Принцип коммуникативной активности;
в) Принцип учета возрастных особенностей;
г) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
д ) Принцип межпредметных связей.
Эффективность и результатиность работы находятся в прямой зависимости от данных принципов.
"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". В.А.Сухомлинский
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку классного часа для 10 класса Кем быть? Каким быть?
(Деловая игра, формирующая представления о качествах личности необходимых при выборе профессии, способствующих продвижению к цели и успеху.)
Цель: Формирование представление учащихся об образованном человеке, обладающем качествами, способствующими продвижению к жизненному и профессиональному успеху.
Задачи: Создать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.
Создать условия для творческого самовыражения учащихся.
Ход занятия:
1. Разделить класс на 3 группы (при в ходе в класс учащиеся берут одну из карточек Д, С, Э), предлагается занять места за столами согласно выбранным карточкам. Д- совет директоров, С – соискатели на вакансию. Э – эксперты.
2. Мотивация на деятельность. Анализ ситуации. Учитель: предлагаю вам проанализировать следующую ситуацию.
“Марина много спорила с подругой, – какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это….
- Я точно знаю, куда не пойду: в учителя – не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство. Так как в общение с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота. Выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, что бы на моей работе не портилось здоровье, и было интересно. Хотелось, что бы она была связана с животными и большим количеством поездок.
- Тогда тебе нужно идти работать в цирк! – воскликнула подруга и добавила: - а по мне – лишь бы получать прилично.
Марина потом долго думала, сомневалась, есть ли у неё талант для цирка. Может быть подруга права и, если нет призвания, надо думать о заработке?”
Учитель: Каковы мотивы выбора профессии у девушек? ( Обсуждение)
3. Групповая работа. Группы получают задание.
- Группа “Д” Совет директоров должен определить, качество работника, которого они хотели бы принять на работу в свою фирму.
- Группа “С” Соискатели должны представить себя. Описать какими качествами они владеют, что бы устроиться на престижную работу.
- Группа “Э” Эксперты должны сформулировать причины, почему работнику может быть отказано в приеме на работу.
Группы работают 5 -7 минут.
4. Выступление представителей групп. (Обсуждение.)
5. Подведение итогов групповой работы.
Учитель: Давайте перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы уже закончили обучение, в руках у вас документы об образовании и огромное желание работать. Вам предлагается определить список составляющих успеха делового человека. (Учащиеся называют)
- здоровье
-призвание
-способности
-трудолюбие
-образование
- деловой этикет
- внутренняя культура.
Расставьте, пожалуйста, приоритеты данных составляющих с первого по 7 место.
2-3 минуты обсуждение в группах. Выступление представителей групп.
Учитель: Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?
Как человек может стать образованным? Где человек получает образование?
6. Перенос теории в практику.
Учитель: Опубликован анализ одного исследования. Комитет по экономическому развитию США провел опрос 438 крупных и 6000 мелких предпринимателей: Какое учебное умение они ставят на первый план при приеме человека на работу. Выяснилось, на первый план был выдвинут “Высокий уровень грамотности”, то есть умение читать и понимать смысл, а так же выражать свои мысли в разговоре и на бумаге.
Согласны ли вы с предпринимателями?
(Обсуждение ситуации, высказывания учащихся.)
Оцените себя, всегда ли вы задумываетесь, как говорите, какие слова употребляете в различных ситуациях в жизни.
Проведем инсценировку: один из учащихся будет директором по кадрам, а второй человеком, пришедшим на собеседование по найму на работу.
(Проходит инсценировка, обсуждение.)
7. Рефлексия.
Учитель: Вернемся в сегодняшний день. Как вы можете прокомментировать слова, которые сказал английский историк, публицист и политический деятель Томас Макалей: “История делает человека мудрым, поэзия - разносторонним, математика - проницательным, естествознание – глубоким, мораль – серьезным, логика и риторика – способным защищаться.”
Вы ученики 10-го класса средней школы, и у многих из вас намечен план действий, направленный к конкретной цели. Что нужно сделать, чтобы достигнуть жизненного успеха, достигнуть исполнения своих жизненных планов? Какие качества нужно развивать в себе, чтобы проложить дорогу к успеху, богатству и самоудовлетворению?
Высказывание учащихся.
Учитель: По окончании нашей беседы, я хочу рассказать вам притчу:
“К мастеру пришёл ученик и предложил: — “Учитель! Вы добились высших результатов в знаниях, постигли многое, а в своих действиях Вы так же уникальны? Я больше чем уверен, что владею топором лучше Вас и смогу одержать победу, если мы решим посоревноваться. Деревьев, вырубленных мною, будет гораздо больше, чем у Вас”. Учитель был спокоен и сказал: — “Я готов”. Пошли они в лес, выбрали себе по участку и начали соревнование. Ученик без отдыха рубил деревья. То и дело он слышал, что мастер не рубит, и думал, учитель отдыхает, и радовался этому. Но по окончании соревнования выявилось, что больше срубленных деревьев у учителя. Ученик воскликнул: “Как это Вам удалось? Ведь я слышал, что время от времени Вы переставали рубить”. Учитель ответил: “Да, в это время я точил топор”.
Действительно, иногда стоит потратить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство на пути к успеху.
Учитель: Не пренебрегайте образованием, полученным в результате обучения, личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат дорогу к успеху, если только знаешь, какую дорогу выбрать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Поставь напротив наименования мотива балл от 0 до 10.- Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
- Хочу окончить школу и учиться дальше
- Понимаю, что знания мне нужны для будущего
- Хочу быть культурным и развитым человеком
- Хочу получать хорошие отметки
- Хочу получать одобрение родителей
- Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
- Хочу быть лучшим учеником в классе
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
- Хочу занять достойное место среди лучших в классе
- Мне нравится учиться
- Люблю узнавать новое
- Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
- Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
- Люблю уроки, на которых можно рассуждать
- Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
- мотив долга и ответственности – № 1;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
- мотивы собственного благополучия – № 5–7;
- мотивы престижности – № 8–10;
- мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
- мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.