Школьное ученическое самоуправление

Разделы: Внеклассная работа


В нашей школе на протяжении нескольких лет складывалась целостная система школьного ученического самоуправления, в которую мы вносим изменения и коррективы. Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, способствует организации и самовоспитанию ребенка, развивает детскую инициативу и лидерские качества, выражается в возможности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива.

Положительным результатом работы учителей и обучающихся школы является систематическое проведение в школе тематических и учебных линеек, КТД в классах и школе, участие в различных конкурсах и многое другое (Приложение 1). Это воспитывает у учащихся дисциплину, стремление к успеху не только личному, но и класса.

Структура, органы школьного управления и план жизнедеятельности классных коллективов в МБОУ СОШ №24 определяется заместителем директора по ВР и старшей вожатой совместно с детьми исходя из задач и той долгосрочной игры, которая будет реализовываться в течение учебного года.

Согласно Концепции воспитательной деятельности, плана воспитательной работы школы в сентябре каждого учебного года традиционно начинает работу школьное ученическое самоуправление. Мы отошли от такой традиционной для многих школ формы организации школьного самоуправления, как демократическая республика и классы-города. На время учебного года наша школа становится Телевизионной компанией: начальная школа (1-4 классы) – детский телеканал - путешествует “к заветной звезде” (приложение 2), среднее звено (5-7 классы) – приключенческий канал - спешит к “Острову Сокровищ”, старшее звено (8-11 классы- каждый класс представляет канал) живет и работает на телевидении. Почему телевидение? СМИ – это актуально, открыто, интересно. Именно в такой игровой среде можно реализовать себя, проявить свой талант: спеть, станцевать, написать статью в школьную или районную газету, провести социальный опрос, нарисовать плакат, снять видеоролик, создать социальный проект, придумать, организовать и провести КТД и многое другое.

Одновременно организовывать и проводить три долгосрочные игры громоздко и сложно скажите вы! Но поверьте очень важно, чтобы тематика соответствовала возрасту учащихся. А главная сложность лишь в самом начале, когда необходимо все настроить, но здесь в работу включаются классные руководители и активисты. Причем в 1-4 классах долгосрочную игру в течение года проводят в качестве шефской работы ребята- самоуправленцы, я лишь координирую их деятельность, направляю, помогаю, советую.

В начале учебного года учащиеся 5-7 классов с классными руководителями выбрали актив, придумали название корабля (5 “А” - Данко , 5 “Б” - Корсар, 5 “В” - Алые паруса, 6 “А” - Отважный, 6 “Б” - Фортуна, 7 “А”- Пираты, 7 “Б” - Бригантина), на котором они “отправились” в увлекательное путешествие, девиз, нарисовали уголок своего экипажа- корабля. На корабле избирается капитан, который одновременно является членом Совета капитанов школьной телевизионной компании.

Каждый класс в старшем звене выбирает себе телеканал, придумывает его название исходя из интересов и потребностей учащихся: 8 “А” СТС, 8 “Б” КНТ (Классное независимое телевидение), 9 “А” Шкодет (Школьное детство), 9 “Б” МК (Молодежный канал), 10 класс МТV, 11 “А” - СССР (Союз Самых Современных Ребят), 11 “Б” Лови момент. Классы-телеканалы живут по нормам, которые изложены в Положении об органах ученического самоуправления (Приложение 3), и строят свою работу в соответствии с планом воспитательной работы школы и класса.

В каждом классе распределяются роли: директор канала, менеджер образования, культуры, порядка, печати, труда, здоровья и спорта, продюсер, редактор, журналист, оформитель, фотокорреспондент, менеджер по рекламе.

По желанию роли могут быть дополнены. Может действовать система чередования поручений.

Старшеклассники готовят и презентуют передачи, разной тематики: экологический проект “Город и экология”, “Суд над табаком”, конкурс инсценированной сказки “Сон в Новогоднюю ночь”, ряд передач “Пусть говорят” по проблеме толерантности, концерт инсценированной военной песни, “Ералаш” к 1 апреля и др.

При целенаправленной работе, используя модель самоуправления “Школьная телевизионная компания, педагогам можно решить следующие задачи:

  • повысить интерес учащихся к школьной жизни;
  • улучшить взаимоотношения в школьном коллективе;
  • увеличить количество активистов;
  • улучшить психологический климат в школе;
  • формировать гражданскую позицию учащихся;
  • развивать творческий потенциал детей и др.

Учащимся дает:

  • самоорганизацию;
  • умение брать на себя обязанности и выполнять их;
  • возможность активно участвовать в школьной жизни.

Так же, главным звеном школьного самоуправления является работа со школьным объединением “Альтаир”. В нашей школе вот уже 10 лет существует детское школьное объединение “Альтаир”, (входит в состав детской общественной организации “Единство” Железнодорожного района г. Воронежа) целью которого является создание условий для саморазвития личности, сплочение детей для совместной деятельности, помощь каждому ребенку в познании окружающего мира, защита детей от  социального неблагополучия. Работа школьного объединения строится согласно школьным проектам “Отечество”, “Зеленый мир”, “Шире круг”, “Мы выбираем ЗОЖ” и программам районной детской организации “Единство”, включает основные направления областной Концепции развития воспитательной системы в школе. В состав организации входят учащиеся 5-11 классов - 20 человек. Это активные творческие ребята, которые охотно, с интересом участвуют в жизни школы. Ежегодно обновляется уголок ДО, учащихся знакомятся с историей создания в нашей школе ДО, законами и традициями ДО, т.к. именно это помогает сохранить устойчивость объединения при смене ее лидера и руководителей.

В своей деятельности мы соблюдаем принцип равных возможностей для всех школьников, в том числе и для тех, кто не состоит в детском объединении. Школьное ученическое самоуправление и детская организация школы постоянно взаимодействуют между собой.

Ежегодно в начале сентября проходит ученическая конференция, где учащиеся с педагогами подводят итоги прошлого года, определяют цели и задачи самоуправления на учебный год, обсуждают предложения учащихся по организации школьной жизни, о формировании актива класса, знакомятся с положением о школьном ученическом самоуправлении, законом о выборах, назначают дату выборов. Кульминацией работы конференции становятся выборы Генерального директора школьной телекомпании и его помощников.

Это значимое событие в жизни школы, с которого активизируется работа учащихся в новом учебном году.

В выборах школьного самоуправления принимают учащиеся 5-11 классов.

Кандидаты на пост Директора школьной телевизионной компании подают заявление об участии в выборах в избирательную комиссию. На стенде школьного самоуправления вывешивается закон о проведении выборов (Приложение 4), с которым избиратели могут познакомиться в течении предвыборной кампании, которая проходит за три недели до выборов.

Учащиеся, кандидаты в органы ученического самоуправления, выпускают газету, в свободной, творческой форме, в которой рассказывают о себе, своих интересах, увлечениях, помещают фотографии, высказывают свой личностный взгляд на проблемы школьной жизни, пути их решения. Газеты вывешиваются на 2-м этаже в фойе, где каждый ученик может познакомиться с кандидатами, и остановить свой выбор на самом достойном. Проходит агитация избирателей.

Членами ученической конференции проводится социологические опросы, которые позволяют оценить уровень вовлеченности учащихся в процесс выборов, увидеть кому из кандидатов отдается наибольшее предпочтение.

Счетная комиссия формируется из 7 человек, представителей различных классов и подводит итоги выборов, которые заносятся в протокол.

В конце сентября проходят выборы, а после проводится традиционный для нашей школы праздник “Содружество юных”, на котором происходит представление школьного самоуправления и Генерального директора школьной телекомпании - классные каналы представляют свои первые телепередачи на суд зрителя. Продюсерский центр и жюри конкурса подвели итоги презентаций каналов, познакомились с планируемой ими деятельностью. Президент произнес клятву и обратился к своим избирателям со словами благодарности за поддержку на выборах и оказанное доверие.

Участвуя в выборах и работе ученического школьного самоуправления, дети готовятся к будущему выполнению гражданских обязанностей, к руководству государственными, общественными делами на разных уровнях, учатся ответственности.

Нужно отметить, что 85% учащихся заняты в системе самоуправления.

Непременным условием функционирования органов школьного самоуправления является соблюдение игровой ситуации при проведении всех мероприятий, т.е. классы всегда называются телеканалами; школьники, избранные в органы самоуправления, представляются в соответствии со своими должностями, мероприятия проходят в форме различных телепередач и т.п.

Мероприятия, направленные на создание игровой ситуации:

  • Праздник “Содружество юных”
  • День самоуправления

Смотр-конкурс “Лучший класс года”  является   основной  формой  внеурочной общешкольной  работы  и включает в различные виды  деятельности  5– 11 классы на принципе состязания. В рамках этого конкурса   в школе всегда проводится  большое количество мероприятий: конкурс классных уголков, рейды “Сменная обувь”, “Школьная форма”, “Мой учебник”, “Школьный двор”, конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя, интеллектуальный марафон, спортивные соревнования и многое другое. Все  мероприятия имеют конкурсную основу, имеется  Положение   о проведении  и начислении баллов. Баллы заносятся в специальную экран-таблицу, которая отражает  текущие результаты каждого класса   и вывешивается на стенде. Набравший наибольшее количество баллов класс   становится победителем – “Лучший класс года” и награждается грамотой на линейке “Последнего звонка”. 

Уже это само по себе  является  стимулом   к участию  в общешкольных делах. Кроме того, воспитывается чувство  ответственности   за свой класс, что усиливает мотивацию и дает установку на качество.

Во второй половине мая проводится конкурс телепрограмм “Тэффи”, который состоит из двух частей: презентация классных дел и достижений за год “Вот так мы живем!” и гала-концерт, на который телеканалы (классы) выбирают на их взгляд самую интересную телепередачу и представляют ее на суд зрителя.

Традиционно  среди учащихся 5–11  классов проходит конкурс “Лидер года”. Участниками конкурса автоматически считаются все учащиеся школы. Конкурс проходит в течение всего учебного года до 25 мая. Конкурс текущего учебного года считается законченным в момент подведения итогов и награждения победителей и автоматически начинается снова с началом следующего учебного года. Конкурс принимает во внимание ученические достижения учащегося за учебный год.

В разработке системы школьного самоуправления сделано достаточно много, но мы не останавливаемся на достигнутом. В этом учебном году мы работаем над проектом создания воспитательной программы школьного ученического самоуправления “Мир, в котором мы живем!”, в рамках которой мы планируем реализовать шесть социальных проектов: “Хочу все знать”, “Отечество”, “Зеленый мир”, “Доброе сердце”, “Мы выбираем ЗОЖ”, “Шире круг”.