Ход урока
I. Оргмомент (звучит песня “Дважды два четыре”). СЛАЙД
- Ребята, кто из вас любит математику? Почему вы её любите? Математику любят наши знакомые Миша и Маша, ученики 3 класса. Сегодня они как всегда с нами на уроке.
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.” (А. Маркушевич)
СЛАЙД “Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный, энциклопедист, поэт.
II. Устная работа.
1. Повторение табличных случаев умножения и деления. Работа в группах с использованием ноутбуков.
- Как вы считаете, какое задание, выполняемое нами на каждом уроке приводит наш ум в порядок? (повторение таблицы умножения и деления)
- Проверим, чья группа первая справится с этим заданием. Если вы ошибаетесь в ответе, вас компьютер возвращает к началу теста, и вы выполняете задание заново.
- Прекрасное начало урока! Рада, что вы все справились с заданием!
2. Игра “Да или нет”
- Поиграем в игру “Да или нет”. Если вы согласны с моим высказыванием, то показываете “Да” (скрещенные пальчики), если не согласны – “Нет” ( один указательный пальчик). Договорились?
- При умножении любого числа на 1 получается 1 (да).
- При умножении любого числа на 1, получается 1 (да).
- Чтобы разделить на 10, достаточно дописать 0 (нет, отбросить).
- Умножать на 0 нельзя (нет, можно).
- Чтобы найти делимое, нужно значение частного умножить на делитель (да).
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения умножить на известный множитель (нет, разделить).
- В выражениях без скобок все действия выполняются по порядку слева направо (нет, сначала умножение и деление, потом вычитание и сложение).
- С каждым уроком у вас получается всё лучше! Просто замечательно!
3. Логические упражнения.
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Предлагаю выполнить логические задания. Вы готовы?
- Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
- Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
- Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 6 руках? (30)
- У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
- Сколько хвостов у семи котов?
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько ушей у 5 малышей?
- Ребята, именно такой работы я и ждала от вас: вы были активны, внимательны, сообразительны.
III. Актуализация знаний.
“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.” (А.Франц)
- Вы готовы поглощать их с аппетитом? Тогда внимание!
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Как вы считаете, какое задание предполагается? (Указать арифметические действия, которые выполняются в заданном порядке)
- Проговорите правило, которое подходит к данной схеме.
В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание – действия I ступени, или умножение и вычитание – действия II ступени, действия выполняются в том порядке, как они записаны : слева направо.
В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение или деление, а потом сложение или вычитание.
В выражениях со скобками сначала вычисляют значения выражений в скобках. Затем по порядку слева направо выполняется умножение или деление.
- Озвучьте тему нашего урока. (“Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок”)
- Просто умницы, ловко справились, умело.
VI. Целеполагание.
- Ребята, как вы считаете, достаточно ли хорошо отработана нами тема “Порядок выполнения действий в выражениях”?
- На что нам сегодня необходимо обратить внимание? Над чем поработать? (Упражняться в нахождении значений выражений, содержащий действия разных ступеней со скобками и без них. Познакомиться с видами выражений, в которых можно допустить ошибки)
- И в этом разобрались. Я думаю, достаточно поставленных задач на сегодняшний урок.
V. Постановка проблемной ситуации. Работа в группах. (карточки)
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: “Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому”. Вы готовы к открытиям?
СЛАЙД- Даны выражения, посмотрите, как справились с заданием Маша и Миша.
- Кто выполнил задание верно: Маша или Миша? (ответы детей)
- К кому из наших друзей можно отнести следующее высказывание Р. Декарта “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять? (К Мише, потому что он ошибся)
- Какие ошибки допущены Мишей?
СЛАЙД - Давайте проверим!
- Я знала, что это задание вам было под силу!
VII. Разрешение проблемной ситуации.
СЛАЙД - В данной ситуации кто является КП – “кислой парочкой”? (Миша и выражения)
- Как разрешить проблему?
(Миша должен САМ найти значения выражений
- Какие у него есть для этого ресурсы? (Память, чтобы запомнить правило, старание, тренировка, учебник,
Выражения САМИ должны быть решены, для этого ресурсы: Маша, учитель, родители)
- Какое ИКР вы бы выбрали? Почему?
- А если Миша воспользуется ИКР2? Это будет хорошо или плохо, давайте поиграем!
Игра “Хорошо-плохо”
- Если за него выполнят задание, то будет хорошо, потому что...(ему не нужно будет долго сидеть за уроками, не нужно будет думать, у него появится свободное время...)
- Если за него выполнят задание, то будет плохо...(сам не научится решать, не будет трудолюбивым, не усвоит тему, будут проблемы в учёбе...)
“Величие человека - в его способности мыслить.” (Б. Паскаль)
- Ребята, у вас получилось лучше, чем я могла бы подумать!
- А ещё вам предлагается новый способ записи решения. В чём он заключается? (Нужно выписывать все действия ниже данного выражения)
- Вот в этом мы сейчас с вами и поупражняемся.
VIII. Нахождение значений выражений. (№228) – у доски 3 выражения.
“Счет и вычисления - основа порядка в голове.” (Песталоцци)
IX. Самостоятельная работа № 228, 3 выражения.
- Я горжусь вами, что вам удалось выполнить задание почти без ошибок.
X. Решение задачи №227.
“Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.” (Д.Пойа)
У всех учащихся второго класса 39 ручек.
У шести учеников по одной ручке, у пяти по три, а у
остальных по две. Сколько учеников имеют по две
ручки? Маша записала решение этой задачи выраженим так: 39-1 * 6+3 * 5. Миша – так: 39-(1 * 6+3 * 5) Кто прав: Миша или Маша? |
- Прочитайте установку и ответьте на вопрос. Кто прав Миша или Маша?
- Самостоятельно запишите решение задачи и ответ.
- Назовите ответ.
СЛАЙД - Давайте проверим!
- Поздравляю, это правильный ответ!
XI. Работа по алгоритму.
- Что такое алгоритм? (Порядок выполнения действий)
СЛАЙД - Выполните действия по алгоритму.
- “Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.”, говорил М.В. Остроградский. Вот и мы сейчас вспомним то, что изучали на уроках информатики.
- Какая фигура получилась? (прямоугольник)
- Ниже начертите фигуру, площадь которой в 6 раз больше.
- Что примите за единичный отрезок? (2 клетки)
- Вы на верном пути!
СЛАЙД - Из скольких мерок состоит ваша фигура?
- Внимание на слайд! Вас ждёт сюрприз, если правильно найдёте значения выражений.
XII. Нахождение значений выражений. (СЛАЙД)
- Именно этого мы с вами и ждали! (на слайде появляется фото класса)
XIII. Итог урока.
- Выполнили ли мы поставленные цели урока? Что планировали? Всё ли у нас получилось? Над чем необходимо поработать?
- Вы сегодня просто умнички, много сделали. Работать с вами просто радость!
XIV. Рефлексия.
- Оцените работу вашей группы, насколько успешно работали, аргументируйте свой выбор (карточки с цифрами).
XV. Домашнее задание.
- Что необходимо закрепить дома? (порядок выполнения действий в сложных выражениях) № 234 (1 столбик), №230.
- “Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.” (М.И. Калинин)