По волне воспоминаний

Разделы: Иностранные языки


Этот открытый урок проведен в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа города Пионерский”. Данный урок является 8-м уроком по теме “Воспоминания”. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

На уроке были поставлены следующие цели:

Воспитательная – формирование у учащихся уважения и интереса к истории своей семьи; воспитание культуры общения; поддержание интереса к учению и формирование познавательной активности;

Развивающая – развитие языковых и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовности к коммуникации;

Образовательная – расширение эрудиции и общего кругозора учащихся;

Практическая – развитие устной и письменной речи учащихся на английском языке;

Оснащение урока: карточки с неправильными глаголами, рисунок корабля, компьютер, проектор, экран.

Готовясь к уроку, учитель учитывал возраст, уровень обученности, особенности умственного и психофизического развития пятиклассников, требования к уровню подготовки учащихся, объем монологического высказывания. Главная задача учителя состояла в том, чтобы поддержать интерес детей к предмету: учить без принуждения, развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, сделать учение радостным, желанным. Поэтому были запланированы разные методы и приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие детей к высказыванию мыслей на английском языке: игровые приемы, самостоятельные творческие работы, приемы активизации монологической речи. С этой целью создана мультимедийная презентация.

Подростки особенно нуждаются в движении. Они стремительно растут, развиваются, им трудно отсидеть целый урок, не двигаясь, они быстро утомляются. Поэтому на уроке запланировано время для физкультминутки. Чтобы повысить уровень учебно-познавательной мотивации учащихся, учитель уделяет много времени самостоятельной работе каждого ученика. Ведь непосредственно соприкасаясь с усваиваемым материалом, ученик концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Это свойство самостоятельной работы значительно повышает ответственность каждого учащегося и, как следствие, его успеваемость.

Метод обучения в сотрудничестве используется учителем системно, так как ученики в классах разные, с разной степенью обученности. “Сильные” ученики оказывают помощь “слабым”, работая в небольших группах и отвечая за успехи каждого. Каждый ученик работает в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Такое оценивание усилий, затраченных учениками в группе для достижения общего результата, заметно повышает мотивацию. Этот метод на уроке использовался и во время игр. А сама учебная игра на уроке выполняла и обучающую, и воспитывающую, и развлекательную, и коммуникативную, и релаксационную, и психологическую, и развивающую роли.

Ход урока

I. Урок начинается с проверки готовности учащихся к занятию.

Учитель проверяет наличие всех необходимых учебных принадлежностей, присутствие учащихся на уроке. Важный момент — целеполагание: учитель сообщает: мы сегодня будем говорить о том, что происходило в прошлом, какие приятные моменты были в их жизни. Прочерчиваем маршрут урока, в каком порядке пойдёт работа и к чему должны прийти к концу урока. Для снятия напряжения учитель проводит небольшую беседу с классом. Вопросы подобраны так, чтобы любой ученик смог ответить, так учитель в самом начале урока создает ситуацию успеха, раскованности и желания принять участие в разговоре. Вот некоторые вопросы:

Teacher: What day is it today?

Pupil 1: It is Tuesday.

Teacher: What date is it?

Pupil 2: It’s the 28th of February.

Teacher: What is the season?

Pupil 3: It’s winter.

Teacher: What are winter months?

Pupil 4: December, January and February.

Teacher: Thank you all.

II. Далее отрабатываются звуки [t] [o:] [] [d] [id] [].

Этот прием используется для того, чтобы ученики как можно меньше делали ошибок в своих рассказах. На экране появляются транскрипция правильных и неправильных глаголов, других необходимых слов и отдельные звуки. Так как подростки очень любят игры, учитель использует фонетическую игру “Кто быстрее?”

Цель этой игры заключается в том, что дети, работая в парах, как можно быстрее должны написать транскрипцию слов под звуками в своих тетрадях. Побеждает та пара, которая раньше других расставит и без ошибок прочтет слова по очереди. После этого учитель просит учеников повторить звуки и слова за ним.

III. На этом этапе урока учитель проверяет, насколько хорошо дети знают две формы английского глагола.

На партах в файлах лежат карточки с неправильными глаголами. Учащиеся раскладывают их парами. После того как карточки разложены, дети смотрят на экран, сверяют свои ответы с экраном, если есть ошибки, исправляют их и по очереди читают полученные пары неправильных глаголов.

Так как учитель уверен, что игры на уроках английского языка способствуют более прочному и быстрому запоминанию слов, проводит небольшую игру-разминку “Хвастунишки”. Выйдя к доске, ученики называют пары глаголов. Хорошее знание материала является обязательным условием участия в игре и полного успеха. Эта игра хороша тем, что она дает возможность не только совершенствовать, но и заставляет думать, вспоминать и запоминать.

Be – was, were
Take – took
Have – had
Tell – told
Go – went
Fly – flew
Sing – sang
See – saw
Win – won
Make – made
Buy – bought
Sit – sat

IV. Чтобы проверить степень владения навыками и умениями в конце темы “Воспоминания” учитель использует контрольно-обобщающую функцию проверки (тематический контроль).

В связи с тем, что основным принципом организации материала по английскому языку является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематический план данного курса предусматривает проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы на заключительном уроке.

Объектом контроля на данном уроке являются речевые умения и навыки в говорении – уровень развития монологических умений, умение отвечать на вопросы в прошедшем времени, используя краткие и полные ответы. Учителем используется фронтальная устная проверка как наиболее удобная для текущего контроля  и для выявления степени усвоения и автоматизации материала (прошедшее простое время), выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросно-ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель.

На доске имеются примеры и слова:

Maslenitsa (Shrovetide) – масленица
blini (pancakes) – блины
chastooshka – частушка
eat – есть, кушать
attach – прикрепить

– Did you get up at 7 o’clock yesterday?

– Yes, I did. (No, I didn’t)

– What did you do at 6p.m. yesterday?

– I walked my dog.

Teacher: Now, children, answer the questions what you did yesterday and on the 25th of February.

  1. Did you come to school yesterday?
  2. Did you have English?
  3. How many lessons did you have yesterday?
  4. Did you visit your granny?
  5. What did you do after lessons yesterday?
  6. What holiday did we celebrate on the 25th of February at school?
  7. Did you eat a lot of blini (pancakes)?
  8. Did you sing chastooshka?
  9. What else did you do at Maslenitsa (Shrovetide)?
  10. Was it fun?

V. Проверка домашнего задания.

Упражнение 6 стр.85 по учебнику.

Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используется индивидуальный вид контроля, так как индивидуальная форма контроля является единственно возможной при проверке монологических умений. Чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников, сильным ученикам дается задание фиксировать ошибки, если таковые имеются, и задать по одному вопросу каждому выступающему. А одной паре учеников дается задание на умение составлять вопросительные предложения.

  1. did/you/when/on holiday/go?-When did you go on holiday?
  2. your/when/is/birthday?-When is your birthday?
  3. to the/who/you/birthday party/invite/did?-Who did you invite to the birthday party?
  4. at 4 o’clock/did/your homework/do/you/yesterday?-Did you do your homework at 4 o’clock yesterday?
  5. your mother/did/what/buy/yesterday?-What did your mother buy yesterday?

Несколько учеников рассказывают о сувенирах, которые они получили когда-либо в прошлом.

Teacher: Open your books to page 85. We’ll check up our homework. The task was to write about your souvenir. Who wants to come to the blackboard? Take your projects. You please … The others listen to him/her very attentively. OK?

VI. Физкультминутка.

На уроках английского языка учитель особое внимание уделяет проведению физкультминуток-рифмовок. Они помогают бороться против нарушений осанки и зрения, активизировать память, внимание, умственную деятельность. Физкультминутки развивают навыки речи, обогащают словарный запас, поддерживают интерес учащихся к изучению английского языка. Маленькие стихотворения способствуют прочному запоминанию слов и словосочетаний. Они разнообразят уроки, делают их более живыми и интересными.

Учитель поручает ученице провести зарядку с детьми. Сначала ученица, проговаривая стишок, выполняет упражнения, а затем все повторяют за ней каждую строчку и всё стихотворение в целом.

Teacher: Nastya, come here, please. Do the exercise with the children.

Nastya:

Hands up, hands down
Hands aside, sit down.
Stand up, hands on hips
Bend left, bend right
One, two, three– hop
One, two, three-stop.

Teacher: Thank you, Nastya. Good of you.

VII. На этом этапе урока учитель, используя тематический контроль, проверяет степень соответствия высказывания учащихся теме и полноту ее раскрытия; уровень речевого творчества и, наконец, характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствия (или несоответствия) грамматическим, фонетическим и лексическим норам изучаемого языка по теме “ Воспоминания” и прошедшее простое время.

Эта форма контроля позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи.

На доске висит рисунок корабля. Пять учащиеся по очереди выходят к доске и рассказывают о важных событиях в их жизни и в жизни родителей, о событиях в школе. Важно отметить, что эти работы носят индивидуальный характер, ученики самостоятельно готовили работы, используя источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Затем они прикрепляют эти рассказы к кораблю.

Teacher: It’s time to start our memories. You have prepared short stories about the things you would like to speak about. You will come to the blackboard, tell us your stories then you’ll attach them to the ship. We’ll begin from your early childhood. Let’s start. Who is the first to begin? Yolanta, you please.

Рисунок 1

Yolanta: (holding a photo) I’m five here. When I was five I went to the kindergarten. I liked playing with other children. I danced, sang songs at the parties in the kindergarten. I invited my mother to see me.

Teacher: Thank you, Iolanta. Kirill, you come here.

Kirill: On the second of November we had a sports competition. Dima Matvienko won. He came first. In November we also went to Svetlogorsk to the swimming pool. We liked swimming a lot, because we went down the helter-skelter.

Teacher: Thanks Kirill, go to your place. The next will be Egor.

Egor: Hi. I’m Egor. I want us to look in the past, for example, in September. On the first of September we met our head teacher and our classmates for the first time. Now we are a big friendly family. We did a lot of things in September. We had our first lessons in the fifth grade, met new teachers. We had a party. We played games, danced, ate a very tasty cake and got small presents.

Teacher: Thank you, Vasiliy.

Vasiliy: My birthday is on the fifth of December. I invited my classmates Danila, Rostick, Anton and my sister Sofia to my birthday party. We went to Kaliningrad. We played bowling there and liked it very much. We ate a tasty cake, pizza and fried potatoes. I got many presents: three balls, T-shirts. I liked these presents because I like playing basketball. I’m a basketball player.

Teacher: Thanks. I see Nastya is raising her hand. Come here, please. Who are you going to tell about?

Nastya: About my mother. I love my mum very much and that’s why I want to tell you about my mother. Her birthday is on the eighteenth of February. She invited her friends. I decorated the room, granny cooked tasty things, and grandpa brought presents. We sang songs for mother, played games and danced. My mother liked her birthday party because it was fun and interesting.

Рисунок 2

VIII. Показ презентации о школьных делах.

На этом уроке метод проектов использовался в тесном контакте с учебной программой. Тема проекта не только вошла в общий контекст обучения языку, но и была достаточно интересной для учащихся, потому что они любят такие задания, которые связаны с их жизнью и интересами. Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг  Интернета в процессе проектной работы.

Teacher: We have heard very interesting stories. Thank you. Some pupils have made a presentation about our school and the things we do at school. Now let’s watch it.

IX. Домашнее задание.

Ученикам дается задание на повторение лексики в рабочей тетради, страница 55.

Teacher: Your homework for the next lesson is to review the words on page 55 in our workbook.

X. Итоги урока.

Комментарий оценок и выставление их в дневники.

Teacher: You all have worked very well. Thank you for the lesson. The marks are … Give me your diaries, please. Good bye, see you tomorrow.

Список источников информации:

  1. Государственный стандарт начального общего образования. – М: Дрофа, 2004.
  2. Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова “New Millennium English 5”,/ Учебник английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений/, 2010 г., Титул.
  3. Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова “New Millennium English 5”, / Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений/, 2010 г., Титул.
  4. Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова . New Millennium English 5/ Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010.
  5. Личные наработки учителя.
  6. http://oxland-school.ru/article/kontrol-obucheniya-inostranym.html

Презентация 1

Презентация 2