Статья "Развитие и внедрение регионального компонента образования"

Разделы: История и обществознание


Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур “коренных” и “пришлых” народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.

Опыт многолетней работы учителем истории позволил мне внедрить в практику преподавания и представить в ходе аттестации технологию “Организация учебно-познавательной деятельности через решение системы учебных задач в условиях малочисленной школы”. Дальнейшее совершенствование данной технологии продолжается в аспекте развивающего обучения и организации исследовательской, краеведческой деятельности школьников. В своей работе я обращаюсь к организации творческой деятельности учащихся через создание краеведческих проектов “Малое село. Возможно ли возрождение?”, “Прошлое и настоящее поселка Тополевка”, “Особенности национальной немецкой кухни в Западной Сибири”. Технология “Формирование личности школьника через организацию краеведческой деятельности” меняет роль ученика в учебном процессе. В ходе краеведческой деятельности школьники вовлекаются в познание окружающего нас микромира как части Отечества. Это соответствует дидактическому принципу “от частного к общему”. Местный материал доступен ребенку для освоения, он позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Наше село в определенной степени уникальное поселение. Оно возникло в советское время и было местом проживания репрессированных народов: немцев, татар, калмыков. Поэтому я имею возможность показать богатый опыт сосуществования разных народов и культурно-исторических типов.

Реализация намеченной цели возможна лишь в интеграции в общий курс истории регионального и краеведческого компонента. Мною разработан и преподается интегрированный курс “История России и Сибири”, а внеклассная работа осуществляется через кружок “Краевед” при школьном комплексном музее. Данный вариант предполагает выделение дополнительного времени на изучение регионального компонента (0,5ч). Планирование составлено на основе "Программно– методических материалов" (авторский коллектив: Ф.С. Кузнецова, В.А.Зверев). Школьники обеспечены учебными пособиями и рабочими тетрадями по истории Сибири, привлекаются материалы по истории Барабинского района. Новизна моего опыта состоит в том, что мною разработана методическая система с использованием частных учебных задач для уроков региональной истории.

Если мы перестроим преподавание на уровне урока, поставив во главу угла выполнение учебных задач, это мало что изменит: не связанные друг с другом отдельные учебные задания не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Задача всего курса Почему Сибирь уже свыше 400 лет пребывает в составе России? помогает понять что, “ Россия без Сибири и Сибирь без России – ничто. Четырехсотлетняя связь культур не может быть разрушена без пагубных для всех последствий”. В 5-м классе учащиеся решают учебную задачу – Как человек стал хозяином планеты Земля? Они знакомятся в доступной форме с причинами появления различий между племенами в далекой древности. Уроки в 6-м классе призваны показать причины покорения Сибири отрядом Ермака. В 7-м классе решается задача – Как проходил процесс взаимовлияния культур между “коренными” и “пришлыми”. Опыт решения данной задачисоздает условия для осмысления учащимися значимости толерантного поведения в жизни общества” Главной проблемой в 8-м классе станет – Что дали волны переселений из России для развития хозяйства, культуры в Сибири? Изучая историю XX века (9-й класс) – решается задача Где наши корни? Здесь уже большой простор для привлечения краеведческих материалов и особое внимание обращаю на задачу всего курса.

При отборе содержания приоритетным считают теоретические знания, так как опираясь на них, способы деятельности развиваю воспитательный, эвристический и ценностно-мировоззренческий потенциал. Успешному предъявлению материала способствует использование различных средств обучения, которые есть в кабинете истории, а также социальное и экономическое окружение села. Самым важным считаю учебник, являющийся не только источником информации, но и инструментарием для выполнения самостоятельных и творческих работ.. Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

В рамках информационно-коммуникативной компетентности учащиеся овладевают умениями, необходимыми для работы с различными источниками исторической информации, включая Интернет-ресурсы и другие электронные базы данных, справочники, энциклопедии, словари(см. выше). Для презентации познавательной и практической деятельности школьники учатся осознанно выбирать языковые средства выразительности и знаковые системы. Они учатся переводить информацию из аудиовизуального ряда в текст или наоборот, а также работать с историческим текстом.

Чтобы вызвать положительные эмоции, важный фактор сосредоточения внимания, включаю в содержание учебного материала интересные сведения, яркие факты, использую метод постановки системы перспектив. Для этого, на вводных уроках провожу презентацию удачных творческих работ по краеведческой тематике. Предлагаю перечень тем, идей которые были бы интересны учащимся. Методы, формы, приемы работы осуществляю исходя из заявленных задач. Первичное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-иллюстративного метода. Часто использую экспонаты школьного музея. Так изучая тему “Сибирь в начале 20 века”, демонстрирую музейный экспонат– сепаратор и рассказываю о сибирском маслоделии, затем отсылаю уч-ся к книге “Наше место на земле”, где они находят подтверждение о развитии сибирского маслоделия.

Обучение идет по схеме: увидел объект – “приобрел” знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем – оценил объект -применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях). Репродуктивные методы использую для развития способностей описывать явления и процессы, систематизировать учебный материал, при подготовке сообщений. Но предпочтение отдаю частично-поисковому методу. Именно решение проблемных вопросов и заданий дает простор для активной мыслительной деятельности на уроке, для сотрудничества, сотворчества. Использую такие приемы работы:

  1. Отработка понятий и терминов (Разъясни существенные признаки, задания на соотнесение, объясни своими словами.)
  2. Работа с картой (с контурными – в рабочей тетради по истории Сибири для 7-го класса; сравнительный анализ современных и этнографических карт, творческие задания –например Построй пограничные линии существовавшие в Сибири.)
  3. Работа с документами. Изучая тему “Народы СССР в Великой Отечественной войне” организую лабораторную работу с копиями документов “Справками о реабилитации” т.к в нашем селе много репрессированных, Обращение к этнографическим описаниям, законодательным актам, воспоминаниям старожилов позволяют организовать активную познавательную деятельность, побуждает детей ставить вопросы, выявлять исходное противоречие, если происходит столкновение источников. Учу детей критически относиться к утверждениям автора, составлять собственное мнение.
  4. Задания по реконструкции (Например, опишите деятельность барабинских татар по предложенному плану; на основе рисунков и текста опишите быт охотника в сибирской тайге)
  5. Составление синхронистических таблиц и сравнительных таблиц (Направлено на уяснение взаимосвязи региональной и отечественной истории; на выявление общих черт и отличий)
  6. Исследовательская деятельность. (Сбор, обработка и предъявление материала на основе бесед со старожилами, работы с документами, анкетирования, проведения социологических исследований.)

Систематически осуществляю мониторинг за усвоением детьми ключевых знаний и умений. Использую таблицу. Ф.И.ученика_________________

Разделы, темы курса

Узнавание

Запоминание

Понимание

Обобщение

Оценочные суждения

Сибирь в ХII– ХV вв. + + _ _ +
Поход Ермака в Сибирь и начало ее присоединения к России + _ + + _

Отслеживание результатов дает возможность объективно оценить обученность учащихся по истории как в целом (если будут предложены все виды вопросов ) так и по уровням (если задания будут выполняться выборочно),своевременно организовать коррекцию знаний.

Построение школьного курса как системы учебных задач и особая организация учебной деятельности является фундаментом для перестройки деятельности учащихся. Постепенно ребята привыкают к тому, что они не пассивные слушатели и исполнители воли учителя, а исследователи, которые самостоятельно добывают историческую информацию, обдумывают ответы на вопросы, дают собственную оценку историческим личностям и явлениям. На уроках происходит опосредованное, непроизвольное запоминание так как решая учебную задачу учащиеся вынуждены обращаться к фактам, событиям, именам, понятиям.

Результаты показывают довольно высокую эффективность данной системы работы. Ежегодно учащиеся выбирают предметы образовательной области “Обществознания” для итоговой аттестации, многие ребята продолжают образование, выбирая гуманитарный или социально-экономический профиль, пишут исследовательские работы о людях и событиях своей “малой Родины”. Ответственность, инициативность, самостоятельность – эти качества личности, воспитанные данной технологией создают условия для взаимодействия с окружающим миром, самообразования и саморазвития.

Приложение 1. Презентация

Литература.

  1. Программа Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5–9-х классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск “ИНФОЛИО-пресс”. 2003. С. 9-17.
  2. В.В. Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Статья “Лес проблем и вариант дороги” стр. 50-56 ж. Преподавание истории в школе № 1. 2000 г.
  3. В.В. Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Поурочное планирование курса история средних веков как системы учебных задач стр. 39-56 ж. Преподавание истории в школе №7. 2000 г.
  4. В.В. Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Новый тип учебника по отечественной истории стр. 66-75. №10. 2000 г.
  5. О. Карабанова Статья “Универсальные учебные действия: “центр тяжести” новых стандартов” информационно-публицистический бюллетень Просвещение №6. 2006 г.