Пояснительная записка
Курс “Как правильно искать работу” предназначен для осуществления социальной практики учащихся 10-11 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем вовлечения их в практическую деятельность в социальной сфере, связанную с технологиями поиска работы и трудоустройства.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях;
- способствовать формированию у учащихся практических умений по поиску, анализу и систематизации информации о наличии вакансий на рынке труда;
- сформировать у учащихся навыки самопрезентации;
- углубить знания об особенностях социального проектирования;
- развить навыки индивидуальной и коллективной работы в процессе подготовки, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.
В результате выполнения данной программы учащиеся
должны знать:
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- владеть навыками взаимодействия с рынком труда;
- формулировать задачи, требующие решения в процессе трудоустройства;
- понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
- находить и анализировать информацию о наличии вакансий на рынке труда;
- осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
- работать с текстами объявлений о вакансиях;
- владеть навыками самопрезентации;
- определять виды конфликтов;
- различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- работать с текстом Трудового кодекса РФ;
- различать виды и определять способы адаптации;
- осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
- пользоваться основными понятиями темы для при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней;
- подготовить и защитить социальный проект.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. За счет современных образовательных технологий деятельностного типа можно не только передавать знания в области социального проектирования, но и формировать личную позицию школьника в профессиональном самоопределении. Для реализации содержания обучения по данной программе используются социальные и профессиональные пробы, которые помогают учащимся применять знания на практике в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками; участие в профориентационных ролевых и деловых играх, экскурсиях; встречи с представителями профессий и др. Итогом обучения является подготовка и защита творческого проекта.
Для реализации программы межшкольный учебный комбинат обладает необходимыми ресурсами: учебной и учебно-методической литературой для учителя и учащихся, дидактическими материалами по всем темам курса, возможностью использования компьютерной базы для получения информации и моделирования ситуаций, медиатекой. Кроме того, межшкольный учебный комбинат имеет большое число социальных партнеров.
Тематическое планирование курса “Как правильно искать работу”
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1. | Введение. Предмет и задачи курса. | 1 |
2. | Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации. | 3 |
3. | Различные способы поиска работы. | 8 |
4. | Самопрезентация работника. | 6 |
5. | Основы трудового законодательства. | 4 |
6. | Конфликтные ситуации при трудоустройстве. | 4 |
7. | Способы адаптации на рабочем месте. | 4 |
8. | Итоговое обобщение. Защита проекта | 4 |
Итого: | 34 |
Cодержание курса “Как правильно искать работу”
I. Введение.
Предмет и задачи курса. Сущность, цели, задачи, принципы и этапы социального проектирования.
Учащиеся должны знать:
- сущность понятия “социальное проектирование”;
- принципы социального проектирования;
- основные этапы социального проектирования.
Учащиеся должны уметь:
- определять цели и задачи социального проектирования;
- использовать полученные знания в практической деятельности.
II. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.
Понятие “рынок труда”. Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Появление новых общих требований к работнику в XXI веке.
Занятость граждан. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы.
Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.
Учащиеся должны знать:
- понятие “рынок труда”;
- понятие “занятость граждан”;
- понятие “безработица”;
- виды безработицы;
- понятие “вакансия на рынке труда”;
- правила конкурентной борьбы;
- методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
- находить информацию о наличии вакансий на рынке труда, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- анализировать и систематизировать полученную информацию.
III. Различные способы поиска работы.
Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.
Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации.
Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.
Учащиеся должны знать:
- способы поиска работы;
- виды и функции негосударственных посреднических фирм;
- сущность и задачи государственной службы занятости;
- возможные пути размещения объявлений о вакансиях.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
- работать с текстом объявлений о вакансиях;
- использовать Интернет для поиска и размещения информации о вакансиях.
IV. Самопрезентация работника.
Понятие “самопрезентация”. Важность и успешность самопрезентации при трудоустройстве. Необходимость учета особенностей темперамента и нервной системы при самопрезентации.
Правила составления резюме. Правильное поведение при собеседовании.
Ролевая игра “Интервью”.
Учащиеся должны знать:
- понятие “самопрезентация”;
- понятие “резюме”;
- правила составления резюме;
- правила поведения при собеседовании.
Учащиеся должны уметь:
- владеть навыками самопрезентации;
- осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
- работать с текстом объявлений о вакансиях;
- использовать Интернет для поиска и размещения информации о вакансиях.
V. Основы трудового законодательства.
Документы, необходимые при поступлении на работу:
- паспорт,
- трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);
- документ о наличии специального образования или диплом;
- справка о состоянии здоровья.
- Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.
Учащиеся должны знать:
- виды документов, необходимых при приеме на работу;
- понятие “трудовой договор”;
- условия заключения трудового договора;
- формы заключения трудовых договоров.
Учащиеся должны уметь:
- работать с текстом Трудового кодекса РФ;
- решать ситуативные задачи по данной теме;
- применять полученные знания на практике.
VI. Конфликтные ситуации при трудоустройстве.
Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.
Причины и последствия конфликтов. Возникновение конфликтных ситуаций при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения.
Учащиеся должны знать:
- понятие “конфликт”;
- виды конфликтов;
- причины конфликтов;
- возможные последствия конфликтов;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов.
Учащиеся должны уметь:
- определять виды конфликтов;
- различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях.
VII. Способы адаптации на рабочем месте.
Понятие “адаптация”. Виды адаптации: психологическая, профессиональная, социальная.
Способы адаптации. Эффект первого впечатления в межличностном общении. Изменение жизненного уклада в связи с началом работы. Построение новых жизненных и профессиональных планов.
Первые месяцы работы: анализ результатов. Корректировка профессиональной деятельности и способов делового общения. Пути профессионального роста. Формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Учащиеся должны знать:
- понятие “адаптация”;
- виды адаптации;
- способы адаптации;
- понятие “эффект первого впечатления”;
- пути профессионального роста;
- формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Учащиеся должны уметь:
- различать виды адаптации;
- определять способы адаптации;
- осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
- пользоваться основными понятиями темы для при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней.
VIII. Итоговое обобщение. Защита проекта.
Учащиеся должны знать:
- критерии оценки выполненных проектов;
- критерии оценивания защиты выполненного проекта.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать выполненный проект;
- защищать проект.