Программа социальной практики "Как правильно искать работу"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Курс “Как правильно искать работу” предназначен для осуществления социальной практики учащихся 10-11 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем вовлечения их в практическую деятельность в социальной сфере, связанную с технологиями поиска работы и трудоустройства.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях;
  • способствовать формированию у учащихся практических умений по поиску, анализу и систематизации информации о наличии вакансий на рынке труда;
  • сформировать у учащихся навыки самопрезентации;
  • углубить знания об особенностях социального проектирования;
  • развить навыки индивидуальной и коллективной работы в процессе подготовки, проектов по социально значимым вопросам и актуальным проблемам социальной политики государства.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • особенности социального проектирования;
  • алгоритм разработки социальных проектов
  • сущность и содержание понятия “трудоустройство”, а также понятий производных и связанных с ним;
  • задачи, которые необходимо решить в процессе трудоустройства;
  • методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда;
  • способы поиска работы;
  • виды и функции негосударственных посреднических фирм;
  • сущность и задачи государственной службы занятости;
  • возможные пути размещения объявлений о вакансиях;
  • правила составления резюме;
  • правила поведения при собеседовании;
  • виды документов, необходимых при приеме на работу;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • пути профессионального роста;
  • формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • владеть навыками взаимодействия с рынком труда;
  • формулировать задачи, требующие решения в процессе трудоустройства;
  • понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
  • находить и анализировать информацию о наличии вакансий на рынке труда;
  • осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
  • работать с текстами объявлений о вакансиях;
  • владеть навыками самопрезентации;
  • определять виды конфликтов;
  • различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • работать с текстом Трудового кодекса РФ;
  • различать виды и определять способы адаптации;
  • осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
  • пользоваться основными понятиями темы для при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней;
  • подготовить и защитить социальный проект.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. За счет современных образовательных технологий деятельностного типа можно не только передавать знания в области социального проектирования, но и формировать личную позицию школьника в профессиональном самоопределении. Для реализации содержания обучения по данной программе используются социальные и профессиональные пробы, которые помогают учащимся применять знания на практике в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками; участие в профориентационных ролевых и деловых играх, экскурсиях; встречи с представителями профессий и др. Итогом обучения является подготовка и защита творческого проекта.

Для реализации программы межшкольный учебный комбинат обладает необходимыми ресурсами: учебной и учебно-методической литературой для учителя и учащихся, дидактическими материалами по всем темам курса, возможностью использования компьютерной базы для получения информации и моделирования ситуаций, медиатекой. Кроме того, межшкольный учебный комбинат имеет большое число социальных партнеров.

Тематическое планирование курса “Как правильно искать работу”

№ п/п Наименование тем Количество часов
1. Введение. Предмет и задачи курса. 1
2. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации. 3
3. Различные способы поиска работы. 8
4. Самопрезентация работника. 6
5. Основы трудового законодательства. 4
6. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. 4
7. Способы адаптации на рабочем месте. 4
8. Итоговое обобщение. Защита проекта 4
  Итого: 34

Cодержание курса “Как правильно искать работу”

I. Введение.

Предмет и задачи курса. Сущность, цели, задачи, принципы и этапы социального проектирования.

Учащиеся должны знать:

  • сущность понятия “социальное проектирование”;
  • принципы социального проектирования;
  • основные этапы социального проектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять цели и задачи социального проектирования;
  • использовать полученные знания в практической деятельности.

II. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.

Понятие “рынок труда”. Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Появление новых общих требований к работнику в XXI веке.

Занятость граждан. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы.

Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.

Учащиеся должны знать:

  • понятие “рынок труда”;
  • понятие “занятость граждан”;
  • понятие “безработица”;
  • виды безработицы;
  • понятие “вакансия на рынке труда”;
  • правила конкурентной борьбы;
  • методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
  • находить информацию о наличии вакансий на рынке труда, в том числе с использованием современных информационных технологий;
  • анализировать и систематизировать полученную информацию.

III. Различные способы поиска работы.

Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.

Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации.

Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.

Учащиеся должны знать:

  • способы поиска работы;
  • виды и функции негосударственных посреднических фирм;
  • сущность и задачи государственной службы занятости;
  • возможные пути размещения объявлений о вакансиях.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
  • работать с текстом объявлений о вакансиях;
  • использовать Интернет для поиска и размещения информации о вакансиях.

IV. Самопрезентация работника.

Понятие “самопрезентация”. Важность и успешность самопрезентации при трудоустройстве. Необходимость учета особенностей темперамента и нервной системы при самопрезентации.

Правила составления резюме. Правильное поведение при собеседовании.

Ролевая игра “Интервью”.

Учащиеся должны знать:

  • понятие “самопрезентация”;
  • понятие “резюме”;
  • правила составления резюме;
  • правила поведения при собеседовании.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть навыками самопрезентации;
  • осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы;
  • работать с текстом объявлений о вакансиях;
  • использовать Интернет для поиска и размещения информации о вакансиях.

V. Основы трудового законодательства.

Документы, необходимые при поступлении на работу:

  • паспорт,
  • трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);
  • документ о наличии специального образования или диплом;
  • справка о состоянии здоровья.
  • Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.

Учащиеся должны знать:

  • виды документов, необходимых при приеме на работу;
  • понятие “трудовой договор”;
  • условия заключения трудового договора;
  • формы заключения трудовых договоров.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с текстом Трудового кодекса РФ;
  • решать ситуативные задачи по данной теме;
  • применять полученные знания на практике.

VI. Конфликтные ситуации при трудоустройстве.

Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

Причины и последствия конфликтов. Возникновение конфликтных ситуаций при трудоустройстве, пути их предотвращения и разрешения.

Учащиеся должны знать:

  • понятие “конфликт”;
  • виды конфликтов;
  • причины конфликтов;
  • возможные последствия конфликтов;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять виды конфликтов;
  • различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях.

VII. Способы адаптации на рабочем месте.

Понятие “адаптация”. Виды адаптации: психологическая, профессиональная, социальная.

Способы адаптации. Эффект первого впечатления в межличностном общении. Изменение жизненного уклада в связи с началом работы. Построение новых жизненных и профессиональных планов.

Первые месяцы работы: анализ результатов. Корректировка профессиональной деятельности и способов делового общения. Пути профессионального роста. Формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Учащиеся должны знать:

  • понятие “адаптация”;
  • виды адаптации;
  • способы адаптации;
  • понятие “эффект первого впечатления”;
  • пути профессионального роста;
  • формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Учащиеся должны уметь:

  • различать виды адаптации;
  • определять способы адаптации;
  • осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
  • пользоваться основными понятиями темы для при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней.

VIII. Итоговое обобщение. Защита проекта.

Учащиеся должны знать:

  • критерии оценки выполненных проектов;
  • критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать выполненный проект;
  • защищать проект.