Цели:
- познакомить учащихся с профессиями людей;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- показать важность, необходимость и значимость различных профессий и личных профессиональных качеств личности;
- познакомить с особенностями некоторых профессий;
Оборудование: презентация к уроку, тексты для чтения из словарей, карточки для работы в паре, кроссворд, таблица профессий, картинки с изображением людей разных профессий и опорными словами, схема “Выбор профессии”, схема “Выбор профессии” на ватмане, подбор пословиц и поговорок, шарики из цветной бумаги для записи мечты каждого ученика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа учителя.
Учитель: Начнём наш урок с того, что вспомним о знаменательной дате, которую мы будем отмечать на Кубани в этом году. К какой дате готовится Краснодарский край?
Дети: К 75-летию основания Краснодарского края.
(слайд 1)
Учитель: Все темы уроков по кубановедению, которые изучены и будут изучаться, мы посвящаем этой дате.
Итак, ребята, послушайте небольшое стихотворение и подумайте, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке?
Ученик 1:
Здесь девчонки и мальчишки
Хороши, как на подбор!
Начинаем важный, нужный,
Интересный разговор...
Ученик 2:
Что же ждёт нас в этой жизни?
Что судьба преподнесёт?
Пролетают год за годом,
Время мчится, жизнь идёт.
Ученик 1:
Незаметно подрастаем
И взрослеем день за днём
Школу мы закончим скоро,
В жизнь уверенно войдём.
Ученик 2:
Встанет выбор перед нами
Кем же в этой жизни стать?
Ну, а чтоб не ошибиться,
Нужно очень много знать.
Учитель: О каком выборе, стоящем перед выпускниками школы, шла речь в стихотворении?
Ученики: О выборе профессии...
(слайд 2)
Учитель: Да, действительно, каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. А для того, чтобы ваш выбор был правильным, нужно многое знать о профессиях.
III. Введение в тему.
1) Как правильно выбрать профессию.
Учитель: Как же выбрать профессию и не ошибиться в своём выборе? (слайд 3)
Существует формула выбора профессии и состоит она из трёх частей.
- “Хочу” - это ваши интересы склонности, желания и мечты.
- “Могу” - это ваши способности и здоровье.
- “Надо” - это потребность в кадрах, т.е. какие профессии, пользуются или будут пользоваться в ближайшее время спросом.
А вот если вы сумеете совместить свои “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет успешным.
Позиции “хочу” и “могу” вы можете развивать уже сейчас.
Но каким, же образом их развивать? Это не сложено. Нужно посещать спортивные секции, кружки, факультативы, занятия по интересам, где вы сможете проверить себя. А что же можно сказать о позиции “надо”?
Какие же профессии нам необходимы сейчас и будут необходимы в ближайшие годы? Мы жители Кубани. Мы все любим свою малую Родину и для этого ваши родители, родные и близкие и просто люди, живущие рядом, ежедневно трудятся на её благо. Вы, ребята, будущее нашей Кубани. От вас многое зависит. Сможете ли вы достойно сохранить и приукрасить то, что создано вашими предкам. Какие же профессии будут пользоваться спросом у нас в краснодарском крае в ближайшие годы?
Ученик выступает с кратким сообщением “Опрос Департамента труда и занятости населения Краснодарского края”
По данным опроса составили общую картину профессий, востребованных на Кубани на ближайшие 7 лет.
Большим спросом будут пользоваться квалифицированные рабочие. Потребуется более 120 тыс. рабочих мест.
Ощущается острая нехватка врачей, медсестёр, санитаров. Здесь свободно 15 тыс. мест.
Требуется большое количество водителей, горничных, поваров, официантов, слесарей.
Не хватает кадров в образовании, требуются учителя по многим предметам.
На стройки Кубани требуется более 31 тыс. человек как инженеров с высшим образованием, так и специалистов рабочих специальностей: бетонщиков, каменщиков, штукатуров, плотников, маляров, арматурщиков, водителей, монтажников.
2) Знакомство с профессиями.
Мы заранее готовились к уроку. Вам было предложено подготовить выступление об одной профессии.
А поскольку время урока ограничено, мы выбрали 4 профессии, с которыми и познакомимся сегодня.
Класс был разделён на группы. Группы получили маршрутные таблички, чтобы представления профессий были примерно равноценны. Для полноты ответа было предложено использовать пословицы, поговорки о труде, а также приветствуется использование игрового материала по теме.
3) Выступление групп.
Учитель: А сейчас мы узнаем, отгадав загадку, какая группа выйдет знакомить нас с профессией первой!
Вырос здесь микрорайон.
Строил это чудо – он!
И ребёнок и родитель
Знают это – он - (строитель)
Дети: Строитель
Группа 1. Защита профессии – строитель.
Учитель:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построишь города.
Ученик 1.
Рассказ о профессии строителя; (слайд 4)
Ученик 2.
Строительство нашей школы;
Ученик 3.
Качества, присущие строителю; (слайд 5)
Ученик 4.
Пословицы
Строительство в городе Новороссийске; (слайд 6)
Ученик 5.
Где можно получить профессию строителя;
Ученик 6.
Строительство на Кубани, главная стройка Кубани; (слайд 6)
Пословицы
1. “Труд кормит, а лень портит!”
2. “Глаза страшатся, а руки делают”
Занимательный материал: игра “Найди инструменты строителя”.
Учитель: Мы благодарим ребят из первой группы и продолжаем урок:
Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, людей уважать.
Дети: Учитель.
Группа 2. Защита профессии – учителя.
Ученик 1.
Рассказ о профессии учителя; (слайд 7)
Ученик 2.
Фотовыставка моя мама учительница;
Ученик 3.
Где можно получить профессию учителя;
Ученик 4.
Качества, присущие учителю;
Ученик 5.
Стихи;
Ученик 6.
Пословицы
1. Мало хотеть, надо уметь!
2. “Терпенье и труд всё перетрут.
Занимательный материал. Игра “Назови учебный предмет”
(По ходу ответа, учащиеся заполняют таблицу)
4) Физминутка
Учитель читает слова и показывает движения, а дети повторяют.
- Трактор водит ......(тракторист),
- Электричку - .........(машинист),
- Стены выкрасил -........(маляр),
- Доску выстрогал - ......(столяр),
- В доме свет провёл - ....(монтёр),
- В шахте трудится - .......(шафёр),
- В жаркой кузнице - ......(кузнец).
Кто всё знает – молодец!
Учитель: Продолжим знакомство с профессиями.
Кто с больным всегда сидит?
Как лечиться говорит?
Кто болен капли предложит принят
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
Дети: Врач, доктор
Группа 3. Защита профессии – врача.
Ученик 1.
Рассказ о профессии врача; (слайд 8)
Ученик 2.
Сочинение ученицы Киселёвой Кристины о родителях, работающих врачами;
Ученик 3.
Качества, присущие врачу; (слайд 9)
Ученик 4.
Где можно получить профессию врача; (слайд 10)
Ученик 5.
Пословицы
1. “ Работа красит человека”
2. “Кто любит труд, того люди чтут”
Ученик 6.
Занимательный материал: Игра “Найди пару” (работа в парах)
Учитель: А сейчас мы узнаем ещё об одной профессии от 4 группы
Скажут, кто так вкусно
Готовит щи капустные?
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: Повар
Группа 3. Защита профессии – врача.
Ученик 1.
Рассказ о профессии повара; (слайд 11)
Ученик 2.
Интервью работников школьной столовой;
Ученик 3.
Где можно получить профессию повара;
Ученик 4.
Качества, присущие повару;
Ученик 6.
1 “Кто любит трудиться, тому дома не сидится”
2. “Маленькое дело лучше большого безделья” (слайд 12)
Занимательный материал: Игра “Приготовь школьный завтрак” - собрать картинку из кусочков (пазлы) (работа в группах) (оценивание работы учащихся)
Учитель: Игра “Построй дом” (Приложение 4)
Учитель:
Вот закончился, ребята,
О профессиях рассказ.
Выберите вы когда-то
Подходящую для вас.Но не будем торопиться
Можно только помечтать
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!
На свете много разных профессий. Каждая необходима и важна. Я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. О человеке любящем свою профессию и приносящем пользу людям говорят, что он – мастер золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни. Удачи вам, ребята!
(слайд 13)
На партах у вас лежат шарики из бумаги. Напишите на них с обратной стороны название профессии, о которой вы мечтаете. Мы сохраним их до выпускного вечера. Наверное, вам будет интересно узнать, не изменится ли ваша мечта за годы взросления.