Программное содержание:
- Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
- Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи
- Развивать доказательную, связную речь
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Материал: Незнайка (игрушка); картинки с изображением цветов. Ход занятия:
Дети садятся на стульчики полукругом, под стульчиками расположены иллюстрации с изображением атрибутов похода.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он собрался в поход, но не знает, что нужно с собой взять. Давайте ему подскажем. Сейчас каждый из вас должен достать из под стульчика картинку.
Дети по очереди подходят к фланелеграфу и прикрепляют свои картинки (называя и объясняя, зачем эта вещь нужна в походе).
Воспитатель. Мы собрали все, что нужно взять с собой в поход. (звучит аудиозапись звуков леса, пения птиц.) Мы попали на полянку. Ребята, а где же Незнайка? Появляется Незнайка. У Незнайки - рюкзак, много цветов, рогатка.
Воспитатель. Незнайка, разве можно столько цветов рвать? А как вы думаете, ребята? (Ответы детей).
Воспитатель. Многие цветы рвать нельзя, они занесены в Красную книгу и охраняются законом.
Незнайка. А что такое Красная книга7 Какие цветы можно рвать? (Ответы детей).
Проводится игра “Найди два одинаковых цветка” (цветы: ландыш, одуванчик, василек, ромашка).
Воспитатель. Незнайка можно сорвать один-два цветка, но лучше ими любоваться на лугу и в лесу, чем дома, ведь там их увидит столько людей!
Незнайка. Ребята, давайте разведем костер.
Воспитатель. Разве можно разводить в лесу костер, ребята?
Дети. В лесу разводит костер нельзя! От этого бывают пожары.
Воспитатель. Костер в лесу может разжечь только человек, который знает, где можно сжечь мусор. Незнайка, а ты знаешь, кто следит за порядком в лесу? Ребята, расскажите Незнайке.
Дети. За порядком в лесу следит лесничий. Он следит за тем, чтобы люди не рубили деревья, не засоряли природу, не разводили костры, ловит браконьеров.
Проводиться игра – соревнование “Кто быстрее уберется на полянке”.
Воспитатель. Ребята, послушайте, как поют птицы в лесу. Звучит аудиозапись “Пение птиц”.
Незнайка. Я хочу поймать птичку (целится рогаткой). Давайте найдем гнездо!
Воспитатель. Разве можно ловить птиц и разорять гнезда? (Ответы детей).
Незнайка. Я понял! Птиц нужно охранять от браконьеров, помогать им зимой
Затем проводится игра “Охотник и утки”
Воспитатель. Незнайка, ребята! Давайте пособираем грибы.
Незнайка. Идет и пинает несъедобные грибы (мухоморы, поганки)
Воспитатель. Ребята, правильно ли поступает Незнайка.
Дети. Незнайка, ты не прав. Мухоморы, поганки для человека опасны, но ими лечатся многие звери, например белочки. А еще, грибница мухомора несет влагу корням деревьев, под которыми растет.
Проводится игра “Не каждый гриб в кузов”
Воспитатель. Ребята, давайте споем частушки о правилах поведения в лесу, напомним Незнайке.
Частушки о правилах поведения в природе
Мы сегодня к вам пришли
Хлопайте артистам!
Мы советы дать хотим
Нынче всем туристам.На прогулку в лес пойдете,
Вы не забывайте
Правила друзей природы
Строго соблюдайте!Без нужды костры в природе
Вы не разводите.
Ну, а коль пришлось зажечь,
Уходя - тушите!Если что – нибудь, друзья,
Вы в лесу едите:
Не забудьте, за собой,
Мусор уберите!Сладку ягоду в лесу,
Дружно собирайте.
Но растенья берегите,
С корнем не срывайте!Если пенье птиц в лесу
Слушать вы хотите,
Соблюдайте тишину –
Громко не кричите!Вы зверей и птиц в лесу
На камеру снимите,
Но домой их никогда
Вы не уносите!Правил разных очень много
Каждый их обязан знать!
Ну, а вам мы пожелаем
Их все строго соблюдать
Незнайка. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю о правилах поведения в лесу. И буду эти правила соблюдать.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А Незнайке пора в цветочный город. Незнайка, передай пожалуйста, жителям цветочного города “Азбуку поведения в лесу”.