Цель: повышать интерес к музыкальной деятельности, используя современные педагогические технологии.
Задачи.
Образовательные:
формировать целостное восприятие музыкальных произведений при ознакомлении с образцами классической, народной и современной музыки.
Развивающие:
совершенствовать восприятие основных жанров музыки: марш, танец, песня. Активизировать образное и ассоциативное мышление детей о звуковысотном соотношении. Развивать певческие навыки, звуковысотный слух, музыкальную память, способность к творчеству через двигательную и вокальную импровизации.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, желание слушать, исполнять их голосом и на инструментах. Обогащать музыкальные впечатления.
Методы и приемы: словесный, игровой, демонстрационный, метод закрепления, стимулирования, дидактическая игра.
Предварительная работа:
знакомство с основными жанрами музыки: марш, танец, песня. Расширение знаний о творчестве композитора П.И.Чайковского. Разучивание песен и голосовых упражнений с целью расширения диапазона и понятия о высотном соотношении звуков. Усвоение навыков игры на детских музыкальных инструментах. Совершенствование у детей навыков простейшей импровизации.
Материалы и оборудование:
мультимедийное оборудование, музыкальный центр, портрет П.И.Чайковского, варежка.
Ход занятия
Дети под фонограмму “Саночки” “въезжают” в музыкальный зал и становятся полукругом лицом к экрану.
(Презентация “Загадки Снеговика”)
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, ребята, мы с вами попали на лесную заснеженную полянку. (Слайд 2)
Давайте споем о том, что происходит зимой. Заодно и “погреемся”.
Песенка-массаж “Да, да – наступили холода” - модель М.Картушиной, муз.И.Болдыревой. (Используется поступенное движение мелодии вверх и вниз в диапазоне чистой кварты).
Да-да-да-да – наступили холода (потереть ладошками друг о друга).
Да-да-да-да – превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз).
Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа).
Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть).
Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем).
Музыкальный руководитель:
А еще зимой из снега можно лепить разные фигурки. Давайте слепим снеговика, чтобы на нашей полянке стало веселей.
Дети исполняют песню-массаж “Снеговик” сл. М Картушиной, муз. И.Болдыревой.
Раз рука, два рука – лепим мы Снеговика (имитируют руками лепку).
Мы скатаем снежный ком – вот какой! (гладят себя по бедрам).
А потом поменьше ком – вот какой! (растирают ладонями грудь).
А потом скатаем мы маленький комок (поглаживают щеки)
Вот и вышел Снеговик – Снеговик-снеговичок! (руки в бока – повороты корпуса вправо-влево).
(Слайд 2. По щелчку мыши на экране появляется Снеговик)
Музыкальный руководитель:
Вот какого замечательного Снеговика мы слепили. А сейчас –
Сядем тихо, посидим, на полянку поглядим.
Снова сказка к нам стучится,
Что-то, видимо, случится…
Вдруг
(Слайд 3)
Сильный ветер закружил – Снеговик-то наш ожил!
Хочет он сейчас ребяткам загадать свои загадки.
Что же, дети, поиграем? Все загадки отгадаем?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель:
Вспомните сказку о трех “китах” в музыке. Нужно отгадать: о каком из “китов” спрашивает Снеговик. И не просто отгадать, а изобразить движениями.
1.“Марш деревянных солдатиков” П. И. Чайковского (Слайд 4)
(Дети называют жанр марша и шагают на месте). (Слайд 5)
Как называется этот марш? Кто написал эту музыку? Как называется человек, который сочиняет музыку?
2. “Как у наших у ворот” р.н.м. (Слайд 6)
(Ответы детей и двигательная импровизация с использованием плясовых движений).
(Слайд 7)
3. Колыбельная Л.Черниковой “Сказка бродит по опушке”. (Слайд 8)
(Дети определяют жанр колыбельной, кладя ладошки под щечку). (Слайд 9)
Музыкальный руководитель:
Молодцы! Назвали всех “китов”. Давайте посмотрим следующую загадку Снеговика:
(Слайд 10)
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто - …
Дети: Песня.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а ведь Снеговичок не зря нам загадал такую загадку. Мне кажется, что он хочет услышать, как вы поете. Покажем Снеговику?
Сначала сделаем упражнения на развитие дыхания – поиграем в игру:
1. “Веселый паровозик”: чей паровозик дольше проедет?
(Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руки “паровозик едет – чух-чух-чух…” так долго, насколько хватит дыхания. Победит тот “паровозик”, у которого дольше хватило дыхания).
2. “Сердитый комарик”:
(На звук “З-з-з…” комар звенит над ухом – на одном дыхании при усилении и ослаблении звука).
Теперь споем считалочку “Раз, два, три, четыре – кошку грамоте учили: не читать, не писать, а за мышками скакать”, но окончание вы споете сами, используя движение мелодии вверх и вниз.
(Сначала девочки поют окончание считалочки вверх, затем мальчики – вниз, и, наконец, все вместе: мальчики – вниз, а девочки – вверх).
Вот теперь покажем Снеговику - как мы умеем петь.
1. Песня “Зимушка” слова и музыка М. Картушиной.
2. “Я иду на лыжах” слова С. Крылова, музыка Р. Рустамова.
Музыкальный руководитель:
Снеговик-то наш нагнулся, подмигнул и
улыбнулся.
Хочет что-то нам сказать, иль загадку загадать:
(Слайд 11)
Вокруг глубокий снег лежит,
А он легко поверх бежит.
Мчится он, как метеор,
С высоченных самых гор.
Дети: Лыжник!
Музыкальный руководитель:
Изобразим Снеговику голосом и показом руки движения лыжника?
“Дидактическая игра “Лыжник”. (Презентация “Лыжник”)
Посмотрите, Снеговик наш
Снова улыбается –
Видно новую загадку
Загадать старается.
(Презентация “Загадки Снеговика”, слайд 12)
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.
Дети: Оркестр!
Музыкальный руководитель:
Снеговик даже не догадывается, что мы тоже умеем играть оркестром. Покажем?
“Как у наших у ворот” р.н.м. Исполняет детский оркестр.
Слайд 13.
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, Снеговик нам
Варежку передает,
Он, наверное, ребята,
Поиграть нас всех зовет.
Мы с вами знаем замечательную игру “Варежка”. Сыграем?
Пока песня звучит – передаем по кругу варежки в разные стороны. Когда песня закончится, те, у кого в руках оказались варежки, выходят в круг и пляшут под веселую музыку. Остальные ребята им хлопают.
Игра “Варежка”.
Музыкальный руководитель:
Вот и отгадали мы все загадки Снеговика, и даже поиграли с ним.
Слайд 14.
А теперь попрощаемся с нашим Снеговиком, поблагодарим его за интересные загадки.
Сядем в “саночки” и “поедем” в группу. До свидания!
Под фонограмму “Саночки” дети покидают музыкальный зал.