Формирование графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

Разделы: Коррекционная педагогика


В современном обществе вопрос обучения школьников с умеренной степенью умственной отсталости стал наиболее остро. Как ни прискорбно это звучит, но количество детей с данным диагнозом растет с устрашающей скоростью. К счастью, из учреждений социальной защиты их передали нам, в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Эти дети действительно обучаемы. Естественно, каждый из них индивидуален. Кто-то успешно усваивает элементарные счетные операции, для кого-то научиться самостоятельно одеваться – уже большой прогресс. Грубые нарушения памяти, внимания, речи, процессов мышления, мелкой и общей моторики, полное отсутствие логического мышления – обязательные признаки детей с умеренной степенью умственной отсталости.

К сожалению, наша классно-урочная система указывает нам на то, что педагоги должны “усадить” такого ребенка за парту, дать ему ручку и научить писать. И пусть это будет не рукописный текст (хотя многие из моих учеников уже могут писать диктанты), но научить писать свое имя и фамилию мы должны. Кроме того, программным материалом 1–3 классов для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости предусмотрено прохождение букварного периода, в течение которого необходимо сформировать графомоторные навыки.

У данной категории школьников уровень графомоторных навыков зачастую оказывается несформированным или сформированным недостаточно. Данная категория детей, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно этим обуславливается необходимость отслеживания динамики уровня сформированности графомоторных навыков, а также использование специальных упражнений для развития данного навыка.

Особенности графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями. Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы является достаточно устойчивое внимание ребенка, нормальное развитие фонематического восприятия, звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи.

Необходимая при обучении письму ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль. По Н. А. Бернштейну, управление движениями осуществляется разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная активность при письме “очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного движения”.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечается недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графомоторных навыков, как залога успешного усвоения процесса письма.

У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

В состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства школьников, нарушения темпа и ритма движений.

Таким образом, умственно отсталые дети, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у учащихся с нарушением интеллекта умеренной степени.

Таким образом, необходимо уделять большое внимание заданиям и упражнениям на развитие данного навыка на уроках письма и других уроках.

Система коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

Работа по формированию графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости проводится по следующим этапам:

1. Диагностический этап.

Цель: выявление начальный уровень сформированности графомоторных навыков.

Для достижения данной цели используются следующие задания:

  • Проведение линий по прямым дорожкам.
  • Проведение линий по волнистым дорожкам.
  • Обведение по контуру.
  • Обведение по точкам.
  • Раскрашивание.
  • Штриховка.
  • Письмо букв.

2. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

Цель: формирование графомоторных навыков.

Для достижения данной цели на уроках письма широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.

Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся на уроках ручного труда (когда дети занимаются лепкой, шитьем по контуру, вырезыванием по контуру), рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках письма. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в таком порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).

Здесь же могут быть использованы различные вспомогательные предметы (шарики с шипами, грецкие орехи и др.), работа с крупой (письмо на манной крупе, перебирание гречки и т.д.).

В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения (“ребро-ладонь-кулак”, “коза”, “пальчики здороваются”, “моем руки” и др.), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации педагога.

Например: упражнение “Птица и птенчики”:

Птенчики в гнезде сидят,
Кушать птенчики хотят.
Мама их летит в гнездо,
Птенчикам несет зерно.

(1 – Обхватите все пальчики правой руки ладонью левой и шевелите ими; 2 – ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены. Ладони двигаются – птица машет крыльями).

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.

Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.

Научить ребенка “видеть” строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы.

Различные “капельки”, “петельки”, “ежики” и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся ученикам увлекательным самостоятельным упражнением.

6. Письмо элементов букв.

Следует заметить, что не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то учитель оказывает ему индивидуальную помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки учителю рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять школьников в вычерчивании бордюров по контурам.

3. Мониторинг уровня сформированности графомоторных навыков.

Цель: выявление динамики сформированности графомоторных навыков.

Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся.

Используемая литература:

1. “Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы” под ред. Ж.И.Шиф – М.: Просвещение, 1965 г.

2. “Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Кн. для учителя”. / Под. ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа Пресс, 1994.

3. Гнездилов М.Ф. “Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы”. - М.: Учпедгиз, 1959.

4. “Очерки по физиологии движений и физиологии активности”, Н.А.Берштейн (1966 г.),