Тема: "Морфемика. Словообразование". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.

Задачи:

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

  1. Соберите слово из букв И Л Г Н И В Т С К И А (лингвистика).
  2. Что оно обозначает?
  3. Какие разделы лингвистики мы закончили изучать?
  4. Что изучает морфемика? словообразование?
  5. Какова тема нашего урока? (Обобщение по теме “Морфемика и словообразование”).
  6. Какова, по вашему мнению, цель урока? (Закрепление умений и навыков по теме).

Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.

III. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

Фронтальный опрос.

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

– Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

  1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
  2. Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов (Приложение 1):
  3. – развеселый,
    – овражек,
    – подсвечник,
    – бег,
    – лесовоз,
    – мороженое.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

  1. С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?
  2. Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

    пришкольный
    касаться
    догорать
    заря
    вертолет
    разыскивать

    приехать
    сверхинтересный
    пешеход
    коснуться
    выгореть
    зарница

    преспокойный
    зорянка
    контригра
    касание
    сгорать
    птицелов

  3. Программированное задание. Выберите правильный ответ.

Пример

1

2

3

гореть

А

О

О

пылесос

И

Е

Е

пришел

И

И

Е

заря

О

А

О

розыск

Ы

Ы

И

межинститутский

И

И

Ы

V. Работа с текстом.

  1. Восполните пробелы в предложении: “Для того чтобы верно писать букву е или и в приставках пре и при нужно определить лексическое значение”.
  2. Докажите положение.

  3. Вставьте в текст слова с приставками пре– и при– и слова, в которых пре, при входит в состав корня.
  4. На (пришкольном) участке был (прекрасный) сад. В нем росли (премолоденькие) яблоньки и (прелестные) цветы. Ухаживал за ними (престаренький) дедушка. Мы (прибежали) после уроков и (принялись) помогать садоводу с (превеликим) удовольствием.
    Справились? Молодцы! Прочитает тот, кто вставил наибольшее количество слов

  5. Рассмотрите опорную схему.

Заполните столбики словами, сделав необходимые обозначения: паровоз, пешеход, кашевар, бронежилет, овощерезка, самосвал, водопад.

VI. Тест.

  1. Найди лишнее слово:
  2. А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.

  3. Найди слово, соответствующее схеме:

А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.

  1. Выберите верный ответ:
  2. – ешь является окончанием

    А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.

  3. Найди слово с буквой ы
  4. А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция

  5. Найди слово с приставкой пре-

А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.

VII. Домашнее задание.

Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.

VIII. Итоги урока.

  1. Какие разделы мы сегодня повторяли?
  2. Что изучает “морфемика”?
  3. Что изучает “словообразование”?