Тип урока: урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.
Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.
Задачи:
образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.
развивающая: формировать навыки контроля и
самоконтроля в результате деятельности в группе,
развивать способности к анализу и оценке сходных
и конкурирующих языковых явлений для их
дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию
коммуникативной компетенции через работу в
группах, парах; воспитывать осознанную
потребность в знаниях, чуткость и внимательность
к слову.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.
III. Актуализация опорных знаний.
Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши.
- Морфема – значимая часть слова. (+)
- Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
- Соединительными гласными бывают О – Е (+).
- Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
- Приставка служит для связи слов в предложении (-).
Фронтальный опрос.
– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.
– Перечислите известные вам способы образования слов.
IV. Работа над темой урока.
– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.
- С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?
- Программированное задание. Выберите правильный ответ.
Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.
пришкольный |
приехать |
преспокойный |
Пример |
1 |
2 |
3 |
гореть |
А |
О |
О |
пылесос |
И |
Е |
Е |
пришел |
И |
И |
Е |
заря |
О |
А |
О |
розыск |
Ы |
Ы |
И |
межинститутский |
И |
И |
Ы |
V. Работа с текстом.
Докажите положение.
На (пришкольном) участке был (прекрасный) сад. В
нем росли (премолоденькие) яблоньки и
(прелестные) цветы. Ухаживал за ними
(престаренький) дедушка. Мы (прибежали) после
уроков и (принялись) помогать садоводу с
(превеликим) удовольствием.
Справились? Молодцы! Прочитает тот, кто вставил
наибольшее количество слов
Заполните столбики словами, сделав необходимые обозначения: паровоз, пешеход, кашевар, бронежилет, овощерезка, самосвал, водопад.
VI. Тест.
А) гора, Б) гористый, В) гореть, Г) пригорок.
А) домик, Б) водный, В) бесстрашный, Г) читал.
- Выберите верный ответ:
- Найди слово с буквой ы
- Найди слово с приставкой пре-
– ешь является окончанием
А) сущ. ж.р., Б) гл. н.ф., В) гл. 2 л. ед.ч. I спр.
А) сверх__дейный, Б) спорт__гра, В) раз__скать, Г) дез__нфекция
А) пр__лететь, Б) пр__вязать, В) пр__лечь, Г) пр__милый.
VII. Домашнее задание.
Придумать текст с 15 словами с изученными орфограммами.