Цели урока:
- Образовательные:
- создать условия для открытия зависимости движения фигур на координатной плоскости и координат, задающих их узловые точки;
- способствовать закреплению навыков построения симметричных фигур.
- Развивающие:
- развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;
- развитие умения применять полученные знания на практике;
- развитие умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы;
- развитие устной и письменной речи.
- Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, аккуратности, эстетичности;
- воспитание интереса к предмету математики.
Тип урока: обобщения и закрепления пройденного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности – 1 минута.
2. Актуализация знаний – 7 минут.
3. Выполнение заданий – 25 минут.
4. Задача – исследование – 10 минут.
5. Рефлексия – 1 минута.
6. Домашнее задание – 1 минута.
ХОД УРОКА
1 этап Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, я рада вас видеть.
– Что мы изучали на предыдущих уроках? (Изучали
координатную плоскость, строили точки по
заданным координатам.)
– А ещё что вы узнали о взаимном расположении
фигур на плоскости? (Мы изучали виды симметрии.)
(слайд 2)
– Сегодня на уроке мы будем учиться изображать
на координатной плоскости различные фигуры. Я
уверена, что сегодня на уроке вы увидите ещё одну
грань математики, её строгость и красоту. Желаю
вам творческих успехов.
2 зтап Актуализация знаний (слайд 3)
– Как задать координатную плоскость?
– Как называется горизонтальная ось?
– Как называется вертикальная ось?
– Как построить на координатной плоскости точку
по заданным координатам? (слайд 4)
– Как прочитать и записать координаты точки
заданной на координатной плоскости? (слайд 5)
(Ученики отвечают на вопросы учителя, их ответы
иллюстрируются на экране. На экране координаты
первой точки записаны неверно. С учениками
обсудить создавшуюся ситуацию. Выяснить причину
ошибки. Записать верный ответ.)
3 этап Выполнение заданий.
Задание 1
Слайд 5
Расшифруйте крылатую фразу.
Жук ползёт по шляпке гриба в направлениях, указанных стрелкой, начиная движение с точки, выделенной кружком.
Найдите координаты отмеченных точек и выпишите их по ходу движения жука.
Слайд 6
В таблице указан код шифровки букв по координатам. Расставив буквы в нужном порядке, прочтите крылатую фразу.
Ответ: Успех и труд рядом идут.
Задание 2
Слайды 7-8
На координатной плоскости изобразите заданную фигуру и постройте фигуру, симметричную данной относительно начала отсчёта.
Ответ:
Задание 2*1 слайд 9
Сравните координаты центрально симметричных фигур. Сделайте вывод.
Вывод: у центрально симметричных фигур соответственные координаты имеют противоположные знаки.
Задание 3 (слайды 10-13)
На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками. Какая фигура при этом получится?
Постройте фигуру, симметричную данной, относительно оси ОУ. Проверьте полученное изображение
Задание 3*2
Сравните координаты симметричных фигур. Сделайте вывод.
Вывод: ординаты соответственных точек фигуры одинаковы, а абсциссы являются противоположными числами.
4 этап. Задача-исследование
Слайды 14-15.
Сравните координаты соответствующих точек
верхней и нижней фигуры.
Сделайте предположение о взаимном расположении
фигур на координатной плоскости.
Построй фигуры и проверь своё предположение.
Предполагаемый вывод: Верхняя фигура сдвинута вверх вдоль оси оу на 9 единиц
.
5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке Слайд 16
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
– Вы достигли поставленной цели?
– Что помогало выполнять задание?
– Проанализируйте свою работу на уроке.
6 этап. Домашнее задание Слайд 17
- Построить любую фигуру на координатной плоскости. Записать координаты её узловых точек.
- Построить фигуры, симметричные данной, относительно начала отсчёта и оси оу.
- Записать координаты узловых точек построенных фигур.
7 этап. Подведение итогов Слайд 18.