Урок математики по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (596 кБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • создать условия для открытия зависимости движения фигур на координатной плоскости и координат, задающих их узловые точки;
    • способствовать закреплению навыков построения симметричных фигур.
  • Развивающие:
    • развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;
    • развитие умения применять полученные знания на практике;
    • развитие  умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы;
    • развитие устной и письменной речи.
  • Воспитательные:
    • воспитание самостоятельности, аккуратности,  эстетичности;
    • воспитание интереса к предмету математики.

Тип урока: обобщения и закрепления пройденного материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности – 1 минута.
2. Актуализация знаний – 7  минут.
3. Выполнение заданий – 25 минут.
4.  Задача – исследование – 10 минут.
5. Рефлексия – 1 минута.
6. Домашнее задание – 1 минута.

ХОД УРОКА

1 этап Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, я рада вас видеть.
– Что мы изучали на предыдущих уроках? (Изучали координатную плоскость, строили точки по заданным координатам.)
– А ещё что вы узнали о взаимном расположении фигур на плоскости? (Мы изучали виды симметрии.)
(слайд 2)
– Сегодня на уроке мы будем учиться изображать на координатной плоскости различные фигуры. Я уверена, что сегодня на уроке вы увидите ещё одну грань математики, её строгость и красоту. Желаю вам творческих успехов.

2 зтап Актуализация знаний (слайд 3)

– Как задать координатную плоскость?
– Как называется горизонтальная ось?
– Как называется вертикальная ось?
– Как построить на координатной плоскости точку по заданным координатам? (слайд 4)
– Как прочитать и записать координаты точки заданной на координатной плоскости? (слайд 5)
(Ученики отвечают на вопросы учителя, их ответы иллюстрируются на экране. На экране координаты первой точки записаны неверно. С учениками обсудить создавшуюся ситуацию. Выяснить причину ошибки. Записать верный ответ.)

3 этап Выполнение заданий.

Задание 1

Слайд 5

Расшифруйте крылатую фразу.

Жук ползёт по шляпке гриба в направлениях, указанных стрелкой, начиная  движение с точки, выделенной кружком.

Найдите  координаты отмеченных точек и выпишите их по ходу  движения  жука.

Слайд 6

В таблице указан код шифровки букв по координатам. Расставив буквы в нужном порядке, прочтите крылатую фразу.

Ответ: Успех и труд рядом идут.

Задание 2

Слайды 7-8

На координатной плоскости изобразите  заданную фигуру и постройте фигуру, симметричную данной относительно начала отсчёта.

Ответ: 

Задание  2*1    слайд 9

Сравните координаты центрально симметричных фигур.  Сделайте вывод.

Вывод: у центрально симметричных фигур соответственные координаты имеют противоположные знаки.

Задание 3  (слайды 10-13)

На координатной плоскости постройте точки по заданным координатам и последовательно соедините их отрезками.  Какая фигура при этом получится?

Постройте фигуру, симметричную данной,  относительно оси ОУ. Проверьте полученное изображение

Задание 3*2

Сравните координаты  симметричных фигур.  Сделайте вывод.

Вывод: ординаты соответственных точек фигуры одинаковы, а абсциссы являются противоположными числами.

4 этап.  Задача-исследование

Слайды 14-15.

Сравните координаты соответствующих точек верхней и нижней фигуры.
Сделайте предположение о взаимном расположении фигур на координатной плоскости.
Построй фигуры и проверь  своё предположение.

Предполагаемый вывод: Верхняя фигура сдвинута  вверх вдоль оси оу  на 9 единиц

.

5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке Слайд 16

– Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
– Вы достигли поставленной цели?
– Что помогало выполнять задание?
– Проанализируйте свою работу на уроке.

6 этап. Домашнее задание  Слайд 17

  1. Построить любую фигуру на координатной плоскости. Записать координаты её узловых точек.
  2. Построить фигуры, симметричные данной, относительно начала отсчёта и оси оу.
  3. Записать координаты узловых точек построенных фигур.

7 этап. Подведение итогов Слайд 18.