Цель: закрепить знания детей о весне.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать умение детей определять (узнавать) весенние месяцы по признакам.
- Научить детей понимать взаимозависимость различных видов животных и растений друг от друга.
- Совершенствовать экологические знания.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность детей.
- Развивать умение эффективно работать в команде.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе, стремление беречь её.
Коррекционные задачи
- Активизировать использование в словаре детей название весенних месяцев, примет весны.
Здоровьесберегающие задачи:
- Профилактика умственного утомления детей.
- Создание условий для улучшения восприятия материала.
- Увеличение двигательной активности детей в ходе деятельности.
Материалы и оборудование:картинки для построения экологической пирамиды, картинки с изображением разных периодов весны, предметы – заместители, магнитные доски, плакаты: «Поведение в природе», «заготовка для фото на память».
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Сообщение темы
Дети входят в зал под музыку, строятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведём соревнование, к которому давно готовились. У нас уже есть две команды: «Солнышко» – капитан – Кирилл и команда «Облачко» – капитан Полина. Говорить мы будем о природе, о весне. Я думаю, вы без труда справитесь со всеми заданиями. Отвечать надо громко, чтобы ваши ответы все услышали и поняли. Наше соревнование мы проведём на лесной полянке. Смотрите, какая у нас красивая полянка (перечисляет что на ней находится) и пенёчки, проходите, садитесь на них.
Пеньки стоят в одинаковом количестве напротив друг друга.
Воспитатель: Начинаем наше соревнование. У меня будут две бабочки – помощницы (показывает на бабочек–магниты, прикреплённых к доске).При ваших правильных ответах они будут перелетать на следующий цветок (показывает два ряда цветов на магнитной доске для каждой команды), выигрывает та команда, у которой к концу соревнования будет больше весенних цветов.Предлагаю капитанам обменяться приветствиями.
Первый капитан:
Наша планета Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Второй капитан:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду её никому не дадим.
2. Проверка знаний с опорой на ранее изученный материал
А. Знание природных явлений.
Первое задание.
Воспитатель: Ребята, на нашем волшебном дереве вы видите листочки. По два игрока от команды подойдите и выберите те листочки, которые вам понравились. Но срывать листочки не надо, мы с вами знаем, что это делать нельзя.
Дети проходят и показывают понравившиеся листочки.
Воспитатель: Посмотрите, на нашем
волшебном дереве и листочки непростые, на них
цифры. Какие цифры на ваших листочках? Дети
отвечают.
Подойдите к коврику и выберите конверты с такими
же цифрами.
Дети выбирают и отдают конверты воспитателю.
Воспитатель: Дети, я прочту задание для каждой команды, вы должны посовещаться, пока звучит музыка, и выбрать, кто будет отвечать на вопрос.
Воспитатель читает задания для каждой команды из двух конвертов.
Для команды «Солнышко»: Зачем поют птицы?
Для команды «Облачко»: Почему цветы
красивые и душистые?
Звучит музыка. После обсуждения воспитатель читает вопрос еще раз. Участники по очереди отвечают на вопросы. Задание повторяется с использованием ещё двух конвертов.
Для команды «Солнышко»: Какие птицы первыми
возвращаются в родные края?
Для команды «Облачко»: Какие цветы расцветают
весной первыми?
Подведение итогов первого задания.
Б. Решение экологических задач
Второе задание – «Конкурс капитанов»
Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. Задание называется – «Этажи леса». Перед вами деревья, ваша задача – расселить животных и птиц по этажам.
На листах, расположенных на магнитных досках (для каждой команды) нарисованы два дерева. У каждого капитана набор картинок с изображением насекомых, зверей и птиц.
Воспитатель: Капитаны работают, а у нас с вами другое задание. Встаньте, пройдите к озеру, сядьте на коврик. Мы будем решать экологические задачи.
1) Первая задача называется «Хорошие и плохие поступки».
Воспитатель: Перед вами плакат с изображением хороших и плохих поступков человека в природе. Каждой команде я даю фломастер и вы по очереди, не подсказывая друг другу, отметите хорошие поступки знаком плюс, плохие – знаком минус. Я буду наблюдать, как вы выполняете задание.
Подведение итогов: воспитатель, одновременно демонстрируя плакаты с выполненным заданием, предлагает детям проверить правильность выполнения задания командой соперников. Присваивает очки.
Воспитатель: Давайте вернёмся на наши пенёчки. Если капитаны справились с заданием, то могут к нам присоединиться.
2) Вторая экологическая задача «Закончи предложение».
Воспитатель: Я буду читать вам предложения, а вы по смыслу должны его продолжить и завершить. По два предложения для каждой команды.
Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, как справились с заданием наши капитаны. Подойдите ко мне.
Воспитатель поворачивает доски к детям.
3) Последняя экологическая задача называется «Меняю квартиру».
Воспитатель: Дети, у каждого из нас есть свой дом, где мы живём на большой планете Земля. У лесных жителей тоже у каждого своя квартира. Проверьте, правильно ли расселили лесных жителей наши капитаны?
Дети высказывают своё мнение. Оценка выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, люди иногда меняются квартирами. Представьте, что медведь повесил в лесу такое объявление: «Птицы и зверьё меняйте своё жильё, кому слишком жарко, кому слишком сыро медведь подыщет другую квартиру». (Воспитатель вывешивает такое объявление.)
Воспитатель: Что будет, если белка и крот поменяются квартирами?
Воспитатель меняет фигурки зверей на дереве.
Воспитатель: Отвечает команда
«Солнышко». Ответы детей.
А команда «Облачко» скажет, что произойдёт, если
квартирами поменяются ястреб и дятел.
Воспитатель меняет фигурки птиц на дереве.
Ответы детей. (При затруднении воспитатель
задаёт наводящие вопросы.)
Подведение итогов.
3. Закрепление знаний по теме
Входит Весна (роль исполняет взрослый), дети становятся вокруг неё:
– Здравствуйте, ребята. Вы так хорошо танцевали и так много знаете о природе и обо мне, что я решила ненадолго к вам заглянуть. Мне хочется, чтобы вы рассказали мне о моих братцах – весенних месяцах (показывает картинки с изображением братьев-месяцев).
На столе лежат картинки с признаками каждого месяца весны.
Весна: Посмотрите внимательно на картинки и выберите признаки весенних месяцев, прикрепите картинки возле каждого моего братца. Воспитатель будет выбирать признаки месяца – марта, команда «Солнышко» – признаки апреля, а команда «Облачко» – мая.
Все выполняют задание.
Весна: Расскажите мне немного о каждом весеннем месяце.
Начинает рассказ воспитатель о марте, далее
продолжают дети об апреле и мае.
Весна благодарит детей и подводит итоги.
Весна: Давайте присядем на пенёчки. Ребята, со мной вместе прилетели перелётные птицы. Сможете ли вы их узнать по голосу?
Задание «Узнай птиц по голосу». Воспитатель включает фонограмму. Дети слушают голоса и называют птиц.
«Весна» старается активизировать ответы
детей, помогает им.
Воспитатель поощряет правильные ответы детей.
Подводит окончательные итоги соревнования.
4. Итог занятия
Воспитатель: Дети, вы справились со всеми заданиями. И хотя вы соревновались, все равно вы одна дружная команда. Давайте вместе сфотографируемся на память и споём песню.
Песня «Как прекрасен этот мир», психологическое упражнение «фотография на память».