Цели:
Образовательные:
- Систематизация знания по теме “Алфавит”.
- Обучение основам здорового образа жизни.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться знанием алфавита.
- Развивать устную речь учащихся.
- Развивать артистические, коммуникативные способности.
- Развитие умения обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитание привычки следить за своим здоровьем.
- Формирование познавательной активности.
Форма проведения:
- Подготовка и презентация проектов
Педагогические технологии:
- Технология сотрудничества.
- Метод проектов.
- Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
- Рисунки детей
- Иллюстрационный материал
- Карточки с рисунками различных предметов.
- “Цветок здоровья”.
- Рабочие листы с индивидуальными заданиями.
- Конверты с заданиями для групповой работы.
- Ноутбук, экран, проектор.
- Презентация по теме.
Ход урока
I. Организационный момент:
- создание положительного настроя на работу.
II. Введение в тему урока.
- О чем идет речь в четверостишии?
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Речь идет о буквах)
- Сегодня на уроке мы будем работать с буквами, пользоваться умениями и знаниями по теме “Алфавит”.
III. Повторение знаний по теме “Алфавит”
Вот в линейку
Буквы встали
И друг друга прочитали.
Будут вместе теперь жить
И построят алфавит.
- Вспомним отрывок из стихотворения “Алфавит”, которое написал для ребят Б.Заходер:
а) какие буквы прикатили на еже? (АБВГДЕЖ)
б) какие дружно вылезли в окно? (ЗИКЛМНО)
в) какие оседлали петуха? (ПРСТУФХ)
г) какие буквы прибежали позже всех? (ЦЧШЩЭЮЯ)
д) какие буквы отсутствуют в тексте стихотворения? (ЪЬЫЙЁ)
(Слайды 1-2 )
- Что такое алфавит?
(Это порядок расположения букв)
- Кто знает, от каких слов образовалось слово алфавит?
(От названий двух букв греческого алфавита – альфа и вита)
- Как называются две первые буквы русского алфавита? (а, б)
- Кто может объяснить, как в русском языке появилось слово азбука?
(Раньше буквы а,б назывались аз, буки; от этих названий образовалось слово азбука)
- Алфавит и азбука – это слова с одинаковым значением. Они обозначают порядок расположения букв.
IV. Презентация индивидуальных проектов по теме “Алфавит”.
- Многие из вас работали над выполнением индивидуальных проектов по теме “Алфавит”. Все ваши проекты получились очень интересными, эффектными и оригинальными. Послушаем презентацию проектов.
- “Веселый алфавит”
- “На что похожи буквы”
- “От А до Я”
- “Буквенное лото”
- “Найди букву”
- “Кубик с буквами”
- “Бенефис одной буквы”
- “Азбука компьютера”
- Что вы скажете ребятам об их проектах?
V. Физкультурная минутка.
- Догадайтесь, о каких буквах идет речь, изобразите их.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки!
VI. Проверка домашнего задания.
Проверим, как вы выполнили домашнее задание: выучить загадку по вариантам. Слушаем вас:
1 ряд, 1 вариант – 1 загадка (арбуз –А)
2 ряд, 2 вариант – 2 загадка (зонт – З)
2 ряд, 1 вариант – 3 загадка (белка – Б)
2 ряд, 2 вариант – 4 загадка (утюг – У)
3 ряд, 1 вариант – 5 загадка (кот – К)
3 ряд, 2 вариант – 6 загадка (аквариум – А)
- Встали буквы по порядку и образовали слово АЗБУКА.
VII. Презентация индивидуальных проектов “Необычные азбуки”.
- Мы познакомились с необычными азбуками. Кто помнит их названия?
1. Веселая азбука “Про все на свете” С.Маршака (Слайд 3)
2. “Живая азбука” Саши Чёрного. (Слайд 4 )
3. “Мохнатая азбука” Бориса Заходера (Слайд 5 )
- Послушайте выступления ребят, которые подготовили свои “необычные азбуки”.
а) “Звериная азбука” - на веревочках. (Слайд 6 )
б) “Растения от А до Я”. (Слайды 7-8 )
в) “Животный мир” (Слайд 9 )
- Похвалите ребят, которые придумали и оформили “необычные” азбуки.
(Апплодисменты)
VIII. Проектная деятельность по теме “Необычная азбука здоровья”. (Слайд 10 )
- Сегодня мы с вами поработаем над созданием необычной азбуки – “Азбуки здоровья”.
Как только выполним задание, у нас распустится лепесток цветка здоровья.
1) – Как думаете, что значить быть здоровым человеком?
(Не болеть, заниматься спортом и т д.)
- Выполним задание на рабочих местах.
Задание 1.
- Прочитайте слова (хором). Выберите те, которые можно сказать о здоровом человеке.
(Самостоятельное выполнение задания)
- Прочитайте, какие слова вы выбрали.
(Дети читают)
Итак, здоровый человек – это крепкий, сильный, румяный, веселый, ловкий, красивый, стройный.
(На доске появляется лепесток – З)
2) – А вам хочется быть здоровым, ловким, стройным?
Тогда прислушайтесь к советам группы “Движение”.
- Наша группа дружит со спортом.
Посмотрите на нас, какие мы ловкие , стройные, красивые.
(Слайды 11-22 )
- Мы подготовили физкультурную минутку, которая поможет сохранить работоспособность и хорошее настроение.
Хором: Делайте с нами, делайте как мы, делайте лучше нас!
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу
Всё выполняю по порядку:
Сначала сделаю зарядку –
Нагнусь,
Прогнусь,
И выпрямлюсь,
И вправо, влево наклонюсь,
И за столом я посижу,
И телевизор посмотрю.
Но буду помнить я всегда:
Должна прямою быть спина!наклоны вправо-влево,
руки скользят вдоль тела
руки на поясе,
поднимание и опускание плеч
- наклон вперед
- слегка прогнуться назад
- стать прямо, руки на поясе
- наклоны корпусом
- “полуприсед”, руки сложить впереди.
- встать, руки в стороны
- руки в замок за головой
- легкие повороты с руками за головой.
(Лепесток Д прикрепляют к доске)
3) Позанимались спортом, нужно хорошо пообедать. Из скольких блюд обычно должен состоять обед?
(Первое, второе, третье блюда)
- Что нужно для приготовления обеда?
(Овощи, фрукты, крупы и т.д.)
- Вам сейчас предстоит побывать в роли хозяйки:
а) из чего приготовить постный борщ, подскажет первая группа “Повариха”;
б) из чего сварить компот, подскажет группа “Поваренок”;
в) “Мастер второго блюда” подскажет, из чего они приготовлены;
г) Группа “Хозяйка” отберет для нас полезные продукты;
д) “Знатоки фруктов и овощей”, “Знатоки пословиц” поработают индивидуально на рабочих листах. (Задание *)
4) Работа по заданию в мини-группах или индивидуально.
5) Сообщение результатов работы.
6) – Молодцы, ребята! Наш обед получился вкусным, питательным.
Какие вещества обязательно содержатся в продуктах, из которых мы готовили обед? (Витамины)
Итак, мы работали над приготовлением обеда с продуктами, содержащими витамины.
(К цветку прикрепляются лепестки О, В)
7) Чтобы быть здоровым, надо не только правильно питаться, но и соблюдать режим дня. Об этом рассказывают мальчики.
- Чтоб прогнать тоску и лень
Подниматься каждый день
Нужно ровно в 7 часов.- Отворить окна засов,
Сделать легкую зарядку
И убрать свою кроватку!- Всем умыться,
Завтрак съесть,
А потом за парту сесть!- После школы отдыхай,
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!- Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Будешь лучше отдыхать.
(На цветок прикрепляется лепесток Р)
8) На здоровье человека большое влияние оказывается окружающая среда. Ребята из нашего класса вместе с родителями провели исследование местности около своего дома и около школы. Послушаем о результатах их работы.
- Мы пришли к выводу, что мы, дети и взрослые, можем сделать окружающий мио чище, красивее. А для этого надо соблюдать чистоту – не бросать где попало бумажки, упаковки из-под сока. Весной мы можем принять участие в субботнике по уборке территории, можем посадить цветы, окопать деревья. Нам самим будет приятно ходить по чистым улицам.
(На цветке – лепесток О)
9) – Если хочешь быть здоров – подружись с чистотой! Об этом напоминает нам Мойдодыр – герой сказки К.Чуковского.
- Прочитайте отрывок из сказки.
(Задание 2 на раб. листе).
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок...
- Какие предметы личной гигиены называются в отрывке?
(Мыло, полотенце, зуб. порошок, расческа)
- Подчеркните, что должно быть только личным для каждого члена семьи.
(Расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка)
(На цветке появляется лепесток Е)
10) – Какой буквы-лепестка не хватает на цветке? (Ь)
- Какую роль он здесь выполняет?
(Ь разделительный)
(На цветке появляется лепесток Ь)
IX. Рефлексия.
- Посмотрите, какой прекрасный цветок у нас вырос: “Здоровье”. Цветок красив, когда все лепестки живы и полны радости от того, что могут подсказать вам, ребята, как сберечь свое здоровье.
Что же необходимо делать человеку, чтобы сохранить здоровье на долгие годы?
- Заниматься спортом.
- Правильно питаться.
- Соблюдать режим дня.
- Соблюдать чистоту тела.
- Чаще бывать на свежем воздухе.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом “Алфавит”, “Необычные азбуки”, кто создавал азбуку здоровья.