В учебно-воспитательной работе классного руководителя большое значение имеет реализация программы “Здоровье”. Комплексный подход к решению проблемы, взаимодействие семьи и школы повышает эффективность этого направления воспитательной работы. Безусловно, в семье закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь. Задача школы – содействовать формированию осознанного отношения детей к собственному здоровью. Эти факторы определили специфику работы классного руководителя с учащимися класса и их родителями.
В процессе реализации программы “Здоровье” автором статьи разработаны методики проведения следующих мероприятий:
- Классный час по теме: “Урок здоровья”. Презентация 1
- Родительское собрание по теме: “Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей”. Презентация 2
Цель: Формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Создать условия, инициирующие проектную деятельность учащихся;
- Содействовать развитию личности каждого подростка на основе учебно-воспитательной деятельности;
- Определить слагаемые здорового образа жизни;
- Развивать коммуникабельность и творческие способности учащихся.
Педагогические технологии: элементы технологии кейсов, здоровьесберегающих технологий, технологии проектирования, информационных технологий.
Системно-деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу реализуется в проектной деятельности восьмиклассников.
Сценарий урока
Подготовительный этап
- Класс делится на группы, которые выполняют домашнее задание: творческий проект “Азбука здоровья”:
- Готовят “Визитную карточку” класса: девиз здорового образа жизни и эмблему;
- Учат стихи о здоровье для защиты “Визитки”;
- Подбирают фотографии класса;
- Готовят фото-слайды
- Учитель руководит работой групп и координирует их действия. Готовит раздаточный материал для деловой игры и свою презентацию для родительского собрания. Подготовительный этап занимает 1 неделю.
Структура урока
Продолжительность урока – 45 мин.
1. Организационный момент --- 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока --- 3 мин.
Учитель объясняет, что понятие “здоровье” многоплановое и включает такие аспекты, как физическое и духовное здоровье. “Как они взаимосвязаны?”
Детям предлагается найти ответ в процессе презентации домашнего задания.
3. Презентация проекта --- 10 мин.
- Защита “Визитной карточки” класса. Приложение 1.
- Демонстрация фото-слайдов “Азбука здоровья”. Презентация 1
- Обсуждение результатов домашней работы;
- Самоанализ учащихся и рефлексия.
4. Объяснение учителем условий деловой игры “Выбери ЗОЖ” ----- 2 мин.
Класс делится на 4 команды по 6 чел.
Каждой команде выдаются статьи из газеты “Здоровье школьников” Побеждает команда, которая наберёт больше баллов за 2 задания.
Максимальные баллы по критериям:
- Коммуникабельность – 5 баллов;
- Соблюдение регламента времени - 5 баллов:
- задание № 1 – 15 мин.;
- задание № 2 – защита всех мини-проектов10 мин
- Правильность решения – 5 баллов.
- Научная аргументация ответа (2 задание) - 5 баллов.
Победители получат грамоты.
5. Деловая игра: “Выбери ЗОЖ”--- 25 мин.
* Задание №1- исследовательский мини-проект.
Команды ищут ответ на вопрос: “В чём особенности ЗОЖ?” и выявляют правила: “Что такое правильное питание?”, “Как правильно спать?”, “Как правильно закаляться?”, “Безопасная работа за компьютером”. Для этого учащиеся изучают в раздаточном материале небольшие статьи из газеты “Здоровье школьников”.
* Задание №2 – защита мини-проекта.
Капитаны команд формулируют ответ на вопрос и правила, а также отвечают на вопросы оппонентов.
6. Награждение победителей конкурса “Выбери ЗОЖ” и участников проекта “Азбука здоровья”. Приложение 2 --- 1 мин.
7. Домашнее задание: “Изготовить памятки по здоровому образу жизни для учащихся младших классов” --- 1 мин.
8. Итоги урока: Сопоставление цели урока и поставленных задач с достигнутыми результатами --- 2 мин.