Цель:
- Формировать представление о свойстве предметов: цвет, форма, размер.
- Учить выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.
- Уметь находить “лишний” предмет.
- Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Развивать самостоятельность.
Материал:
Фланелеграф, конверт с текстом письма от Буратино: картонные ключи (3 шт.), изображение ворот с замком; 2 больших и 3 маленьких синих квадрата, 2 больших и 2 маленьких красных круга; иллюстрации со схематичным изображением человечков для игры “Найди лишнюю”; схематическое изображение утенка к игре “Чем отличаются”; счетные палочки; схематическое изображение незавершенных предметов для каждого ребенка; небольшие картонные ключи на каждого ребенка для подарка; аудио запись фоновой музыки.
Ход занятия
В-ль: Ребята, когда я утром по дороге на в детский сад я встретила почтальона и он передал для вас вот это письмо. А прислал его вам Буратино. Послушайте, что он пишет.
“Дорогие ребята, здравствуйте!
Очень хотелось побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой “Волшебной стране”, но мой самолет сломался, и я не могу к вам прилететь. Да и в “Волшебной стране” случилась беда – ее захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете расколдовать “Волшебную страну” и освободить ее жителей.
Буратино”.
В-ль: Ребята, а чтобы попасть в “Волшебную страну”, нужно открыть замок, подобрав к нему ключ. Но сначала давайте скажем волшебны слова.
Пальчиковая гимнастика
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли...
В-ль: Вот из этой связки ключей нужно подобрать тот, который бы смог открыть замок. Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему?
(Ответы детей).
Скважина замка и шляпки ключей имеют определенную сложную геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.
В-ль: Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся в “Волшебной стране”. Идем дальше и посмотрим, что же еще необычного ждет нас впереди.
Игра “Распредели фигуры”
На фланелеграфе, фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата расположенных в хаотичном порядке.
В-ль: А вот и первое испытание.
Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы детей).
Как можно сгруппировать фигуры?
По каким признакам? (По цвету, форме, размеру).
Сколько фигур войдет в группу квадратов (кругов)? (Дети группируют фигуры).
Как еще можно сгруппировать фигуры? (По цвету).
Сколько будет групп?
Первая группа какого цвета? (Красного).
А сколько фигур?
Вторая группа, какого цвета?
Сколько фигур у нас синего цвета?
Мы сгруппировали фигуры по цвету и форме, а по какому признаку еще можно сгруппировать фигуры? Молодцы, конечно, по размеру.
Кто желает выполнить это задание?
Сколько у нас больших фигур?
Сколько маленьких?
Игра “Найди лишнюю”
В-ль: Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга. Но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные.
Что это за фигура? (Ответы детей).
Чем она отличается от остальных? (Ответы).
Которая по счету лишняя фигура? (Ответы детей).
В-ль: Ребята, злые волшебники, которые захватили “Волшебную страну”, разломали все домики и превратили их в палочки. Но я знаю, что в душе вы добрые волшебники и сможете расколдовать чары этих колдунов, заново построить дома для жителей этой страны. Малыши строят дома – одноэтажные, а старшие – двухэтажные.
Звучит спокойная мелодичная музыка. Дети самостоятельно складывают изображения домиков.
В-ль: А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
В-ль: Чтобы мы с вами могли идти дальше, нужно выполнить следующее задание. Найти и показать все отличия в изображении утят.
Игра “Чем отличаются”
В-ль: Вот мы с вами подошли к последнему испытанию. Перед вами незаконченные изображения предметов, которые когда-то были в “Волшебной стране”. Ваша задача ребята, придумать и дорисовать эти необычные рисунки, дать им название.
Игра “Дорисуй и назови предмет”
Вовремя работы детей звучит спокойна музыка. Когда дети практически выполнили задание, выходит Буратино. Он радуется встречи с ребятами, спрашивает, что за предметы они нарисовали. И говорит, что нисколько ни сомневался, что дети откликнутся на его просьбу и помогут жителям “Волшебной страны” освободиться от чар злых волшебников. А в знак благодарности дарит каждому ребенку на память “золотой” ключик.
Буратино: Молодцы, ребята, ваши знания, умения, а так же дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.