Тип урока: урок-размышление.
Приёмы обратной связи: рефлексия, фронтальный, адресный опрос.
Педагогическая инструментовка: работа с притчами разных религиозных культур о семье, работа с учебником основ мировых религиозных культур.
На доске ключевые понятия: семья, семейные ценности, заповеди, школа любви, брак.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).
Оборудование: презентация «Образы семей в религиозных культурах», творческие работы учащихся «Моя семья», стихотворение «Адам и Ева», песня Л. Лещенко «Родительский дом», притчи разных религиозных культур о семье.
Ход учебного занятия
Этапы урока | Виды деятельности | Формируемые УУД |
I. Мотивационно-установочный этап | Прием «Яркое пятно» (альбомы обучающихся «Моя семья», стихотворение «Адам и Ева» в прочтении ученика на фоне песни Л. Лещенко « Родительский дом») Формулирование целей урока учащимися: · определить понятие семья · выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах · оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе · учиться формулировать и аргументировать свое мнение · развивать устную речь · участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем · представлять результаты индивидуальной и групповой работы Формулирование целей урока учащимися: · определить понятие семья · выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах · оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе · учиться формулировать и аргументировать свое мнение · развивать устную речь · участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем · представлять результаты индивидуальной и групповой работы Знакомство с планом работы: · Семья и ее роль для каждого человека. · Понятие семьи в разных религиозных культурах. · Читаем. Слушаем. Анализируем. Размышляем. · Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы. · Оцениваем свою учебную деятельность. Определение критериев самооценки деятельности. Использование цветовой гаммы при заполнении рефлексивной таблицы: Этап урока – цвет: Зеленый – старался, умею это!!! Синий-старался, но результатом недоволен!. Красный-надо еще много работать над собой. На протяжении всего урока индивидуальная самооценка, в конце – групповая. |
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать. Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей. Личностные УУД: смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности. |
II. Организационно-деятельностный этап | 1. Чтение и анализ учебного материала на стр.74-75, притч о традиционной семье в разных религиозных культурах 2. Беседа по содержанию прочитанного текста. Проверка индивидуальных и групповых заданий. (Включение физминутки: Те, у кого есть брат-хлопните в ладоши, у кого есть сестра помашите рукой, то помогает дома близким – встаньте и хлопните в ладоши, кто встречает праздники в кругу близких-присядьте на корточки) 3. Представление итогов работы каждой группы. |
Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей. Регулятивные УУД: контроль деятельности на учебном занятии. Личностные УУД: усвоение признанных в религиозном и светском обществе этических принципов и моральных норм и правил поведения. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения. |
III. Контрольно-регулировочный этап. | Формулирование основных мыслей урока с помощью представления семейных заповедей каждой группы и пословиц о семье разных религиозных культур. |
Познавательные УУД: поиск, анализ, выделение и группировка необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, аргументированное высказывание мыслей. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. |
IV. Рефлексивно-оценочный этап | Презентация оценочных листов групп (таблица: знал, открыл новое, еще предстоит открыть) Вопросно-ответная форм: 1. Я хочу услышать от мамы, папы, что я…. 2. От бабушки, дедушки, мамы, папы я хотел бы унаследовать такие качества: 3. Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как…. |
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать. Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: подведение итогов деятельности на учебном занятии. |
Домашнее задание: | Составьте свое генеалогическое дерево или нарисуйте герб своей семьи. |