Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Семья и семейные ценности". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок-размышление.

Приёмы обратной связи: рефлексия, фронтальный, адресный опрос.

Педагогическая инструментовка: работа с притчами разных религиозных культур о семье, работа с учебником основ мировых религиозных культур.

На доске ключевые понятия: семья, семейные ценности, заповеди, школа любви, брак.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).

Оборудование: презентация «Образы семей в религиозных культурах», творческие работы учащихся «Моя семья», стихотворение «Адам и Ева», песня Л. Лещенко «Родительский дом», притчи разных религиозных культур о семье.

Ход учебного занятия

Этапы урока Виды деятельности Формируемые УУД
I. Мотивационно-установочный этап Прием «Яркое пятно» (альбомы обучающихся «Моя семья», стихотворение «Адам и Ева» в прочтении ученика на фоне песни Л. Лещенко « Родительский дом»)
Формулирование целей урока учащимися:
· определить понятие семья
· выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах
· оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе
· учиться формулировать и аргументировать свое мнение
· развивать устную речь
· участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
· представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Формулирование целей урока учащимися:
· определить понятие семья
· выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах
· оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе
· учиться формулировать и аргументировать свое мнение
· развивать устную речь
· участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
· представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Знакомство с планом работы:
· Семья и ее роль для каждого человека.
· Понятие семьи в разных религиозных культурах.
· Читаем. Слушаем. Анализируем. Размышляем.
· Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы.
· Оцениваем свою учебную деятельность.
Определение критериев самооценки деятельности. Использование цветовой гаммы при заполнении рефлексивной таблицы: Этап урока – цвет: Зеленый – старался, умею это!!! Синий-старался, но результатом недоволен!. Красный-надо еще много работать над собой. На протяжении всего урока индивидуальная самооценка, в конце – групповая.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.
Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать.
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей.
Личностные УУД: смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности.
II. Организационно-деятельностный этап 1. Чтение и анализ учебного материала на стр.74-75, притч о традиционной семье в разных религиозных культурах
2. Беседа по содержанию прочитанного текста.
Проверка индивидуальных и групповых заданий. (Включение физминутки: Те, у кого есть брат-хлопните в ладоши, у кого есть сестра помашите рукой, то помогает дома близким – встаньте и хлопните в ладоши, кто встречает праздники в кругу близких-присядьте на корточки)
3. Представление итогов работы каждой группы.

Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей.
Регулятивные УУД: контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: усвоение признанных в религиозном и светском обществе этических принципов и моральных норм и правил поведения.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения.
III. Контрольно-регулировочный этап. Формулирование основных мыслей урока с помощью представления семейных заповедей каждой группы и пословиц о семье разных религиозных культур.
Познавательные УУД: поиск, анализ, выделение и группировка необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, аргументированное высказывание мыслей.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения.
Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация.
IV. Рефлексивно-оценочный этап Презентация оценочных листов групп
(таблица: знал, открыл новое, еще предстоит открыть)
Вопросно-ответная форм:
1. Я хочу услышать от мамы, папы, что я….
2. От бабушки, дедушки, мамы, папы я хотел бы унаследовать такие качества:
3. Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как….
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: подведение итогов деятельности на учебном занятии.
Домашнее задание: Составьте свое генеалогическое дерево или нарисуйте герб своей семьи.