Дети с тяжелыми нарушениями слуха и речи поступают в школу с ограниченным словарным запасом или. Для того, чтобы учебный процесс стал системным и последовательным, а также для наглядного отображения результатов развития ребёнка в современной школе, считаю, необходимо вести портфолио как копилку успехов учащегося с учетом его способностей и индивидуальных особенностей. Создание портфолио объединяет усилия сурдопедагога, родителей и ребенка с проблемами слуха в усвоении им системного устройства словесной речи.
Систематическая работа с портфолио помогает учителю и родителям совместно с младшими школьниками с недостатками слуха решать важные задачи:
- своевременно отмечать успехи ученика;
- проследить индивидуальный рост и успешность ребенка в учебе;
- поддержать интерес школьника к учебному труду;
- развить уверенность ребенка с нарушением слуха в себе на пути достижения маленьких школьных побед;
- научить ребенка ставить перед собой учебные задачи;
- учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач;
- формировать самооценку учащегося с нарушением слуха в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы представляет собой комбинированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов) и отображает развитие речи детей как центрального звена коррекционной работы. Она имеет титульный лист, общие сведения об обучающемся и его семье, анкетные данные, содержит фотографии, грамоты (предоставляется полный простор для инициативы учащихся и родителей). Единственное требование – удобство в хранении. Основной же частью портфолио учащегося с недостатками слуха на первоначальном этапе речевого развития становится дневник его личных достижений под названием “Что я умею”. В нем представлен ряд разделов, освещающий, главным образом, слухоречевое развитие учащегося:
1. “Я читаю”. Этот раздел представляет собой таблицу гласных букв, слогов, фраз, которые учащийся может прочитать самостоятельно. По мере формирования навыков чтения здесь появляются тексты, сведения о темпе и способе чтения, понимании прочитанного, выполнении орфоэпических норм языка.
2. “Я знаю”. В этом разделе помещается лексический материал, который учащийся знает и может назвать, но затрудняется в произношении. Здесь же находятся таблички с названиями предметов и картинки к ним, которые учащийся соотносит без помощи взрослого.
3. “Я говорю”. Этот раздел включает в себя названия и картинки тех предметов, которые ребенок с недостатками слуха может назвать без затруднения или с незначительным искажением в произношении.
4. “Я слышу”. Этот раздел содержит таблички со словами и фразами, которые учащийся различает на слух (за экраном) при адекватном слухопротезировании.
5. “Я чувствую”. Данный раздел содержит таблички с эмоциональным словарем, например, весело, грустно, радостно, и пиктограммы, обозначающие различные эмоциональные состояния. Эмоциональный словарь накапливается постепенно и постоянно используется на уроках в разных ситуациях.
6. “Мое поручение”. Раздел включает поручения, которое выполняет школьник, например, библиотекарь, цветовод, санитар, экономист, хозяйственник. Здесь же находится алгоритм действий, который нужно исполнить для выполнения поручения. По мере накопления словаря ребенок отчитывается о выполнении поручения. Раздел позволяет фиксировать и оценивать как участие в жизни класса, так и результат выполняемого поручения.
Дневник личных достижений отображает:
- объем слухового словаря, лексический и фразовый материала, усвоенный школьником за определенный период обучения, в соответствии с программными требованиями;
- поэтапное формирование речевых средств в активном словаре учащегося с нарушением слуха.
Результативность. Практика показывает, что портфолио является инструментом для решения поставленных задач; эффективным средством повышения учебной мотивации, создаёт положительный эмоциональный настрой. Итогом совместного сотрудничества, считаю, победы в конкурсах разного уровня (от школьного до регионального).
Используемая литература
1. Иванов А.В. Мой протфолио. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство “Просвещение”, 2012.
2. Т.Л. Мишакина. Портфолио учащегося начальной школы. – М.: Издательство “Ювента”, 2012.
3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. уч. заведений. Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М. издательский центр “Академия”, 2005.
4. Балышева Е.Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.