Сценарий тематического коррекционно-развивающего занятия с использованием средств коррекционной ритмики "Лесное путешествие"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 1

Ключевые слова: коррекционная ритмика, коррекционная психология


Цель: овладение основными пространственными категориями, отражающими положение предметов в пространстве, относительно других предметов.

Задачи урока:

  • создать условия для овладения учащимися основных пространственных категорий;
  • активизировать внимание учащихся;
  • формировать у учащихся умение применять на практике понятия выше – ниже, право – лево, правее – левее, между, в центре;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, зрительно – моторную координацию;
  • воспитывать познавательный интерес к психологическим занятиям через использование игровых приёмов, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материалы к заданиям: клубок пряжи жёлтого цвета; фонограмма: “Весёлые путешественники” муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова, музыка спокойного марша, звуки природы и лесных жителей; игрушка Ёжик; корзинка; пронумерованные коробочки из под киндер – сюрприза с заданиями; плакат с изображением лесных зверей и птиц; индивидуальные бланки по количеству учеников: корректурное задание “Ёж и кошка”, “Раскрась правильно” (домики); наборы простых и цветных карандашей по количеству учеников; наборы разноцветных полосок их цветного картона; массажёры Су-Джок по количеству учеников.

Участники занятия: учащиеся первых классов ОШ 7 вида.

Форма проведения: групповая (4–6 ученика).

Время проведения: 40–50 минут. Время проведения занятия зависит от наполняемости группы и первоначальной подготовленности учеников.

Сценарий занятия

Вводная часть

Приветствие

Упражнение “Подари улыбку” (повышает позитивный настрой, способствует сплочению коллектива).

- Ребята, давайте поздороваемся улыбками. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас каждый по очереди будет передавать улыбку своему соседу слева.

Игра “Волшебный клубок” (помогает настроить детей друг на друга, создаётся атмосферу единства, развивает умение положительного общения со сверстниками).

Материал к заданию: клубок пряжи жёлтого цвета.

- Теперьпредлагаю поиграть с клубочком. Мы будем передавать клубочек по кругу в правую сторону, и при этом нужно назвать имя того кому передаём клубок, произнеся такие слова: “Я очень рад (а), что сегодня с нами…..(Серёжа, Лена, Ваня и т.д.) ”. Тот, кто получил клубок, обматывает нитку вокруг ладошки и передаёт его следующему, сидящему справа от него. Педагог-психолог начинает упражнение, чтобы показать пример учащимся.

- Клубочек ко мне вернулся. Посмотрите внимательно на нить. У нас получился круг жёлтого цвета. Давайте представим, что это тёплое, летнее солнышко, а мы все – его лучики. Сейчас мы будем поднимать руки с ниточкой вверх, и опускать вниз. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наше солнышко разрушится.

Вот наступило утро, и солнышко поднялось высоко над землей. Все участники поднимают руки вверх. Наступил вечер, и солнышко опустилось за гору. Опускают руки вниз. Выполнить упражнение 2–3 раза.

Теперь нам нужно смотать клубочек. Мы будем сматывать ниточку и передавать клубок соседу слева, называя его при этом ласково по имени.

Сообщение темы и цели занятия. Сегодня у нас будет занятие – путешествие. Мы отправимся в лес.

Там вы научитесь ориентироваться в пространстве, определять положение предмета по отношению к другим предметам.

Разминка

Чтоб в пути не заскучать
Будем дружно танцевать.

Упражнение коррекционной ритмики “Весёлые путешественники” (активизирует внимание и слуховое восприятие, способствует развитию зрительно – моторной координации). [ 3]

Материал к заданию: фонограмма песни “Весёлые путешественники”, муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.

Под фонограмму песни ученики выполняют движения по показу педагога-психолога.

1 куплет – идут по кругу вправо.

Припев:

Красота! (Три хлопка в ладоши у правого уха.)
Красота! (Три хлопка в ладоши у левого уха.)
Мы везём с собой кота. (Имитирующие движения руками - кот умывает мордочку.)
Чижика, (ноги вместе, корпус наклонен вперёд, руки за спиной имитируют хвост)
Собаку, (ноги согнуты в коленях, кисти рук сжаты в кулак перед грудью)
Петьку – забияку, (руки согнуты в локтях, толкающие движения локтями в стороны)
Обезьяну, попугая – (поднять руки с растопыренными пальцами на уровне ушей, ноги “пружинят”)
Вот компания какая! (Вытянуть обе руки вперёд, затем поставить на пояс.)

2 куплет – идут по круг влево.

3 куплет – идут по кругу вправо.

Упражнение “Сосед слева – сосед справа” (развивает способность ориентироваться в понятиях справа – слева). [ 2]

- Ну, вот мы и в лесу. Ребята, нам нужно проверить все ли на месте, никто ли не отстал в дороге? Давайте встанем в круг. Сейчас каждый из вас должен определить и назвать по имени своего соседа справа и слева. Делать вы это будете в определённом направлении. Но как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять.

Пример. Ребёнок говорит: “Слева от меня Ваня, а справа – Лена”. Хлопок: “Справа от меня Лена, а слева – Ваня”.

Основная часть

Задание 1. “Узнай по звуку” (способствует успокоению и организации, развитию слухового восприятия).

Материал к заданию: фонограмма со звуками природы.

- Ребята, давайте послушаем музыку леса. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прислушайтесь. Потом каждый скажет, что он услышал. Дети слушают фрагменты пения птиц, журчания ручья, стрекота сверчков.

- Один обитатель леса хочет с нами познакомиться. Но что бы он к нам вышел нужно отгадать загадку.

По тропинке я в лесу большое яблоко несу,
На иголки я похож. Звать меня конечно ….. Ёж

- Ребята, поздоровайтесь с Ёжиком, погладьте его. Ёж колючий? (Нет.) Всё верно. Ёжик спрятал свои иголки, чтобы не уколоть и не напугать вас. Он очень хочет с вами поиграть и приготовил для вас задания.

Педагог-психолог показывает корзинку, в которой лежат коробочки из-под киндер – сюрприза. Коробочки пронумерованы и внутри каждой лежит листок с заданием.

- Вам интересно, какие задания приготовил для вас Ёжик? Тогда давайте посмотрим.

Педагог-психолог достаёт из корзинки коробочку, открывает и читает название задания:

- Первое задание называется “Кто? Где?”

Задание 2. “Кто? Где?” (развивает пространственные представления, владение и применение на практике понятий выше – ниже, правее – левее, в центре).

Материал к заданию: плакат с изображением птиц и лесных зверей. Приложение 1.

- Посмотрите на плакат. Здесь изображены птицы и лесные звери. Давайте их назовём. Ученики перечисляют нарисованных зверей и птиц.

- Скажите, где на плакате изображён ёж – в центре или слева? Кто находится выше ежа? Кто нарисован ниже ежа? Кто правее? Кто левее? И т.д.

Педагог-психолог достаёт из корзинки коробочку, открывает и показывает детям картинку с изображением вопросительного знака:

- Вопросительный знак означает, что сейчас настало время для загадок. Но загадки будут не простые, а музыкальные.

Задание 3. “Чей голос в лесу?” (активизирует внимание, развивает слуховое восприятие, умение соотносить слуховой и зрительный образ, ориентировку в пространстве).

Материал к заданию: плакат с изображением птиц и лесных зверей (Приложение 2), фонограмма с голосами птиц и лесных зверей. (Приложение)

- Вы должны узнать лесного жителя по звуку, и сказать в каком направлении от ёжика он расположен на плакате.

Педагог-психолог достаёт из корзинки коробочку, открывает и показывает картинку с изображением карандаша:

- Ребята, посмотрите, следующее задание мы будем выполнять карандашом. А для этого нам нужно разогреть наши пальчики и познакомить друг с другом.

Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики”.

Дети произносят слова стихотворения и поочерёдно соединяют каждый палец с большим в колечко. Упражнение выполняется сначала каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно.

Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики.

Задание 4. “Отметь по образцу” (способствует развитию концентрации, переключения и устойчивости внимания).

Материал к заданию: индивидуальные бланки корректурного задания “Ёж и кошка”, простые карандаши по количеству учеников. Приложение 2

- Посмотрите внимательно на картинку. На верху нарисован Ёж и Кошка – это образец. Как они отмечены карандашом? У Ёжика волнистая черта справа, а кошка подчёркнута снизу.

- В этом задании вам необходимо отметить все нарисованные фигуры точно так, как показано на образце.

Педагог-психолог достаёт из корзинки массажёры Су-Джок и раздаёт ученикам.

- Потрогайте, какие колючие шарики. Они очень походи на Ёжика. Давайте с ними поиграем и расскажем Ёжику стихотворение.

Физминутка. Упражнение с массажёром Су-Джок.

Ученики катают массажёр по ладоням и пальцам, проговаривая стихотворение “Ёжик”.

Я живу в лесу дремучем
Пусть я мал – зато колючий /катают шарики по ладошкам/.
Я грибок в лесу найду –
В дом на спинке принесу.
Кто ещё так сделать может? /катают шарики по каждому пальцу/
Только я, колючий ёжик! /колют шариком подушечку каждого пальца/

Педагог-психолог достаёт коробочку, открывает и показывает разноцветные полоски цветной бумаги.

Задание 5. “Цветные полоски” (способствует развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации).

Материал к заданию: наборы полосок (10/4) цветного картона для каждого ученика.

- Рассмотрите внимательно полоски. Какого они цвета? Ученики называют.

- Положите перед собой полоску красного цвета. Справа от неё положите полоску жёлтого цвета. Слева от красной полоски положите светло зелёную. Справа от жёлтой – синюю. Тёмно зелёную полоску положите так, чтобы она оказалась между красной и светло зелёной. Голубую полоску положите между красной и синей.

- А сейчас возьмите в руки полоску, которая лежит справа от жёлтой. Какого она цвета? Накройте ладошкой полоску, которая лежит между тёмно зелёной и жёлтой. Какого она цвета? Постучите пальчиком по полоске, которая лежит справа от голубой. Какого она цвета? И т.д.

- Ребята, вы хорошо знаете цвета, и Ёжик просит вас о помощи. Он живёт в большой дружной семье, где у каждого есть свой домик. Но вот беда - все домики одинакового цвета. Поэтому Ёжики не могут запомнить каждый свой домик и после прогулки всегда путаются. Давайте поможем и разукрасим их разноцветными карандашами.

Задание 6. “Раскрась правильно” (способствует овладению пространственными категориями и формированию умения ориентировке в пространстве). [ 5 ]

Материал к заданию: индивидуальные бланки с изображением домиков, наборы цветных карандашей по количеству учеников. Приложение 3

- Раскрасьте домик в центре - жёлтым цветом. Первый слева - синим цветом. Первый справа - голубым цветом. Красным карандашом раскрасьте домик, который стоит слева от голубого, но справа от жёлтого. Зелёным карандашом раскрасьте домик между синим и жёлтым.

Заключительная часть

- Сегодня вы замечательно потрудились. И ёжик приглашает поиграть на лесной полянке.

Упражнение коррекционной ритмики “В лесу” (способствует успокоению и организации, развитию слухового восприятия).

- Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы по считалочке выберем водящего. Он встаёт в круг и закрывает глаза. А мы будем ходить по кругу, и петь песенку. Когда песенка закончиться, тот, кому я положу руку на плечо, должен изменить голос и позвать водящего по имени. Водящий должен с закрытыми глазами угадать, кто из ребят его позвал.

Ваня, мы сейчас в лесу
И зовём тебя: “Ау!”
Глазки ты не открывай,
Кто позвал тебя – узнай!

- Наше путешествие подошло к концу. Пора прощаться с Ёжиком и возвращаться в школу.

Психогимнастика. Упражнение “Слушай команду!” (способствует успокоению и организации, развитию слухового восприятия). [6]

Материал к заданию: фонограмма спокойной маршевой музыки.

- По дороге будьте внимательны. Когда вы услышите звуки музыки – маршируйте по классу. Когда музыка перестанет звучать, я шёпотом скажу для вас задание.

Например: “Встаньте на цыпочки”, “Обнимите себя за плечи”, “Улыбнитесь”, “Закройте глаза” и т.д.

Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня были?

- Кого там встретили?

- Какие задания приготовил для вас Ёжик?

- Вы научились определять какие предметы находятся ниже или выше, правее или левее, между и в центре?

- Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Прощания.

Упражнение “Башенка”. [ 2]

Ученики становятся в круг и строят “башню” из больших пальцев в определённом направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берётся за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимает свой большой палец вверх для следующего участника.

После слов: “Всем, всем – до свидания!” - башня рушится.

Литература

  1. Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Елена Анищенкова. – АСТ.: Астрель, 2007. – 64 с.
  2. Антонова С. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа / Стелла Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотека “Первое сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 34).
  3. Буренина А. Ритмическая мозайка. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Анна Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2005. – 208 с., илл.
  5. Локалова Н. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов. Часть 1. Книга для учителей / Наталья Локалова – М.: Издательство “Ось – 89”, 2008. – 13 с.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.