Форма урока: технология студийного обучения.
Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.
Задачи:
- изобразить портрет матери, передать настроение, используя выразительность художественных средств.
- формировать уважительное и заботливое отношение к матери.
- развивать образное мышление.
Оборудование: гуашь, акварель, цветные карандаши, альбом, ватман, клей, цветная бумага, ножницы.
Зрительный ряд: икона “Богоматерь Владимирская”, Рафаэль “Сикстинская мадонна”, Рембрандт “Святое семейство”, К.Петров-Водкин “Мать”, А.Пластов “Мама”.
Музыкальный ряд: А.Вивальди “Весна”, муз. фрагменты из мультфильмов о маме.
I. Пролог.
- Юные художники! Я рада приветствовать вас!
- Тема нашего урока “Все народы воспевают материнство”
Всю прошлую четверть мы изучали культуру разных стран и убедились в том, что она отличается друг от друга. Но есть в искусстве великие темы, которые объединяют нарды разных стран и разных времён. Одна из этих тем посвящена материнству.
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери на своих картинах.
Сегодня вы тоже выполните портрет своей мамы. А к концу урока мы объединим ваши работы в одну коллективную композицию “ Хранительницы домашнего очага”.
- Ребята всем ли вам удобно?
- Ребята, я хочу, чтобы вы настроились на предстоящую работу.
II. Этюд.
Художественный образ.
Звучит аудиозапись А.Вивальди “Весна”. На фоне музыки учитель читает “Сказку о Гусыне”.
“В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелённым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелённому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…
Гусята слышали как будто бы откуда-то доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да они и не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не смогла этого сделать. Гусята всё это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: “Мама, что с тобой?” И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?” Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Всё хорошо сын”, желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…”
- Что вы почувствовали, прослушав эту сказку?
- Почему была счастлива мама гусят?
- Что бы, вы, сказали о Гусыне?
- А в чём выражалась забота?
- О чём мы будем говорить сегодня?
III. Экспликация.
Итак, вы, назвали качества мамы - забота, самопожертвование, любовь к своим детям. Всё это относится к духовной красоте материнства или духовности матери. Ведь кроме качеств внешнего, физического проявления человека, есть ещё и его внутренний, душевный мир. Душа и духовность близкие понятия.
Духовность- это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности.
Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на её груди. Нет любви и заботы сильнее материнской.
Посмотрите на репродукции художников. Здесь изображены портреты матерей с младенцами. Обратите внимание на их лица и руки. Доброта, заботливость, нежность, умиление, восхищение и вечная тревога за своих детей – вот, что запечатлели художники в своих работах.
Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта, почитаема на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее. Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален и нежен, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Она склонила голову к младенцу, который нежно прижимается к её щеке. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны.
На всемирно известной картине итальянского художника XVI века Рафаэля Санти “Сикстинская мадонна” тоже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Художнику позировала необычайно прекрасная крестьянская девушка. Её облик стал символом материнства. Всё в этой картине дышит добротой и гармонией.
Вот перед вами работа Рембрандта “Святое семейство”. Золотой таинственный свет пронизывает эту картину. Не правда ли, почти всё на картине кажется привычным и знакомым? Ведь это обычная сцена семейной жизни. Спящий младенец Иисус, нежно укрывающая его Мария – мать Иисуса, старец Иосиф, занятый своей плотницкой работой и ангелы, охраняемые их покой.
Давайте рассмотрим с вами другие репродукции художников К.Петрова-Водкина “Мать”, А.Пластова “Мама”. Обратите внимание, как художники более поздней эпохи воплотили образ матери в своих картинах. Это другое время, но тема духовности матери остаётся вечной. Художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные с неисчерпаемой красотой душевных переживаний.
IV. Практикум.
- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку.
Изобразите портрет мамы, показав её внутреннюю красоту.
Самостоятельная работа учащихся.
Составление коллективной композиции “Хранительницы домашнего очага”.
V. Рефлексия.
Методика “недописанного предложения”
“За этот урок я понял, что…”.