Планируемые результаты:
предметные:
- знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены.
- уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
метапредметные:
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владение ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал ( карточки для групповой работы, тексты для самостоятельной деятельности учащихся)
Ход урока
1. Организационный момент. Мобилизующий этап
(дети и учитель приветствуют друг друга, записывают дату )
У: Посмотрите на доску. Я предлагаю вам игру “Третий лишний”. (В 3 задании запятые не расставлены)
1.
а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Гулять по парку
в) Быстро бежать
3.
а) Воздух чист и прозрачен
б) Летом пчёлы гудят в листве и собирают с цветков душистый нектар
в) Таял последний снег и текли ручьи
- В 1 задании лишним является вариант б, так как это словосочетание
- Во 2 задании – вариант а, так как это предложение
- В 3 задании – вариант в, так как это сложное предложение и в нём нужно поставить запятую.
У: Скажите, пожалуйста, в каком разделе языка изучаются словосочетания и предложения? А в каком разделе языка изучаются правила употребления знаков препинания? Сформулируйте тему сегодняшнего урока
- В синтаксисе, в пунктуации. Значит, тема сегодняшнего урока – “Синтаксис и пунктуация”
Учитель пишет тему урока на доске
У: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова.
- Повторить...
- Систематизировать...
- Совершенствовать умение...
Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
УУД
- Познавательные: осознают познавательную задачу.
- Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.
- Личностные: положительно относятся к учению, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения
- Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
2. Подготовка к обобщению понятий и правил
У: Я прошу обратить внимание на слайд. (слайд3) Прочитайте высказывание. Что затрудняет чтение текста? Чего не достаёт?
- Знаков препинания.
У: Поработайте в парах. Запишите высказывание и расставьте недостающие знаки препинания.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно Сделай же её интересной и полезной
Учащиеся записывают, расставляют знаки препинания.
Учащимися осуществляется взаимопроверка. (На слайде появляется правильный текст). После проверки учитель зачитывает высказывание.
Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело - жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
У: Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
Класс подёлён на группы. Группам раздаются дифференцированные задания на карточках.
1 группа “Заполни пропуски” (Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок)
1. Подлежащее и сказуемое – это (.....) члены предложения.
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это (.....)
3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется (...)
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть (...)называется распространённым
5. (...) члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения.
6. (...) – это разговор двух или нескольких лиц
Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, однородные, второстепенные.
2 группа “Установи соответствие”
1. Подлежащее и сказуемое | а. разговор двух или нескольких лиц |
2. Сочетание слов, связанных по | б. называется побудительным |
смыслу и грамматически - это | в. главные члены предложения |
3. Предложение, содержащее побуждение к действию | г. словосочетание |
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные | д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения |
5. Однородные члены предложения | |
6. Диалог – это | е. называется распространённым |
3 группа “Закончи предложение”
1. Подлежащее и сказуемое ...
2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это...
3. Предложение, содержащее побуждение к действию...
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные...
5. Однородные члены предложения...
6. Диалог – это...
Проверка задания осуществляется по цепочке (1 гр, 2 гр., 3 гр)
УУД
- Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
- Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, отбирают нужную информацию
- Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- Регулятивные: проявляют способность к взаимооценке и самооценке действий и поступков.
3. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
1 группа
Восстановите структурную схему, опираясь на опорные слова
Опорные слова: По главному слову, по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов
2 группа
Восстановите структурную схему, используя опорные слова
Опорные слова: Именные, вопросительные, нераспространённые, сложносочинённое, невосклицательные, распространённые, повествовательные, глагольные, наречные, побудительные, восклицательные, сложноподчинённые, бессоюзные.
3 группа
Восстановите структурную схему
Проверка осуществляется учащимися по образцу. Один из учеников 3 группы в связном ответе, опираясь на структурную схему, рассказывает теоретический материал по теме. Его ответ рецензируется учащимися.
УУД
- Познавательные: проявляют способность к отбору нужной информации, способность к передаче информации, способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
- Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; свободно, правильно излагают свои мысли в устной форме; выступают перед аудиторией сверстников.
- Регулятивные: актуализируют приобретённые знания, планируют необходимые действия, адекватно оценивают свою работу, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Физминутка
4. Самостоятельная работа (работа со связным текстом)(текст с заданиями распечатан для каждого ученика)
Учащиеся работают самостоятельно, выбирая разноуровневые задания.
1. Базовый уровень
П...словица – это краткое, мудрое изречение народа. П...словицы л...гко и быстро запом...наются, потому что похожи на к...роткие стихотворения и песни.
В п...словицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизн..., о людях.
Сохранилось много старых п...словиц, в которых г...ворится о тяжёлой ж...зни народа. Много п...словиц о труде, потому что создавал п...словицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть п...словицы, где высмеивают(...)ся л...нтяи, болтуны. Мы знаем, что п...словицы имеют пр...мой и переносный смысл. П...словица учит, а п...говорка даёт яркую оценку с...бытиям или человеку.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением. Озаглавьте его.
2.Определите тему текста.
3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение, соответствующее схеме:
4. Произведите синтаксический разбор последнего предложения (план разбора прилагается).
5. Из последнего предложения выпишите словосочетания, соответствующие схемам:
2. Средний уровень
П...словица – это краткое, мудрое изр...чение народа. П...словицы л...гко и быстро запом...наются, потому что похожи на к...роткие стихотворения и песни.
В п...словицах заключа...тся народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизн..., о людях.
С...хранилось много старых п...словиц, в к...торых г...ворится о т...жёлой ж...зни народа. Много п...словиц о труде, потому что создавал п...словицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство и его умная выдумка. Есть п...словицы, где высмеиваются л...нтяи, болтуны. Мы знаем, что п...словицы имеют пр...мой и переносный смысл. П...словица учит а поговорка даёт яркую оценку с...бытиям или человеку.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением. Озаглавьте его.
2.Сформулируйте основную мысль.
3. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите 1 предложение в 3 абзаце, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их постановку.
4. Произведите синтаксический разбор последнего предложения (знаки препинания не расставлены)
5. Из последнего предложения выпишите все словосочетания, укажите главное слово в каждом словосочетании.
3. Повышенный уровень
Пословица это краткое, мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются потому что похожи на короткие стихотворения и песни.
В п...словицах заключает(...)ся народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизн..., о людях.
С...хранилось много старых п...словиц, в которых говорится о т...жёлой жизн... народа. Много п...словиц о труде, потому что создавал п...словицы трудовой народ.
(В )них ценится и мастерство и его умная выдумка. Есть п...словицы где высмеиваются л...нтяи, болтуны. Мы зна...м что п...словицы имеют пр...мой и переносный смысл. П...словица учит а п...говорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением. Озаглавьте его.
2. Докажите, что это текст.
3. Вставьте пропущенные буквы. Укажите признаки, в соответствии с которыми слова с пропусками можно сгруппировать.
4.расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически.
5. Произведите синтаксический разбор последнего предложения (знаки препинания не расставлены)
6. Из последнего предложения выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор глагольного словосочетания.
7. Укажите признаки, в соответствии с которыми все предложения в тексте можно разделить на группы. Письменно дайте развёрнутый ответ.
УУД
- Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, самостоятельно находят её в тексте; приобретают умение использовать полученные знания в практической деятельности.
- Регулятивные: планируют самостоятельно необходимые действия, актуализируют приобретённые знания и усвоенные умения при работе с текстом.
- Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
5. Подведение итогов
У: Таким образом, подведём итог работы. Вернёмся к цели нашего урока. Оцените, как мы её выполнили. (Учащиеся подводят итог )
Рефлексия
- Какие чувства вы испытали, выполняя задания?
- Что было самым интересным в сегодняшнем уроке?
- Какое задание было самым сложным?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
УУД
- Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических умений
- Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования
- Регулятивные: оценивают свою работу,
6. Задание на дом (разноуровневое)
У: Выберите то задание, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
1. Из учебника литературы подобрать и записать по 2 пословицы о труде, учении, дружбе и родине. Произвести синтаксический разбор 1 предложения по выбору.
2. Напишите мини-сочинение по данной пословице Терпение и труд всё перетрут.
3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос “Чему учит пословица?”
(Контрольная работа – урок развития речи)