Цели: создать условия для ознакомления с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописания цифры 0, работы с геометрическим материалом.
Планируемые результаты.
- Предметные: имеют представления о понятиях “натуральное число”, “натуральный ряд чисел”, “число и цифра 0” , умеют получать число 0, определять место в ряду целых неотрицательных чисел, имеют представления о геометрических фигурах, объёмных телах.
- Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.
- Метапредметные:
- регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения, планируют свою деятельность по её достижению;
- познавательные - кодируют информацию в знаковой форме в простейших случаях, на основе кодирования строят простейшие модели математических отношений;
- коммуникативные – принимают участие в работе парами, воспринимают мнения других людей.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: учебник Математика И.И.Аргинская 1 класс, часть1, проектор, интерактивная доска SMARTnotebook.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Я тоже желаю вам плодотворной работы и новых открытий. | Дети желают успешной работы , настраиваются на урок. |
Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала | - С чего начинаем урок? - Для чего необходимо проводить разминку? - Какие упражнения предложите для разминки? |
- С разминки. - Чтобы подготовиться к работе, вспомнить, что изучали. |
Работа с “волшебным мешочком” - Покажите многогранник, каждая грань которого – квадрат. - Покажите фигуру, которая катится. - Покажите многогранник, боковые грани которого – треугольник. - Покажите прямоугольную призму. Чем куб отличается от прямоугольной призмы7 - Покажите фигуру, основание которой – круг, у неё одна вершина. |
- Работа с “волшебным мешочком”, с
плоскими фигурами, порешать примеры, придумать
задания со словами “за”, “перед”, “между”. Показывают куб. Показывают шар, цилиндр. Показывают пирамиду. Показывают прямоугольную призму. |
|
Работа с плоскими фигурами. - Какое задание предложите ? - Задайте вопросы со словом “Сколько” к цепочке. |
Показывают конус. Составим цепочку из фигур. (Один ученик диктует, а остальные выполняют) (Задают вопросы и отвечают на них) |
|
- Какое следующее задание? - Как можно выполнить эту работу? - Какие правила работы в парах надо помнить? - По звонку начинаем работу и заканчиваем. - Кто хочет поделиться мнением о работе.? |
Следующее задание – со словами “за”,
“перед”., “между”. - В парах. - Работать дружно и по алгоритму: 1. Думаю сам. 2. Один говорит, второй слушает, потом поменялись. 3. Договорились. 4. Поделились мнением с классом. (работают в паре, рассказывают о работе в паре) |
|
Осталось последнее задание – порешать
примеры. Свои задания предложит ... Узнаете об этом, решив правильно примеры. Покажите число на своих веерах: - 8 уменьшить на 2. - наибольшее однозначное число - к 5 прибавить 3 - число, которое стоит первым в натуральном ряде чисел. - из 4 вычесть 1. |
(Ответы на вопросы показывают веером
цифр.)
6, 5, 2, 4, 7, 9, 8, 1, 3. |
|
Учитель сопровождает показы чисел на
доске: 6, 5, 2, 4, 7, 9, 8, 1, 3. Наш Ёжик очень любит математику. Но ему надо помочь собрать грибочки в корзинку. На каждой страничке спрятан грибок. Найдите его и положите в корзину. - Что это за числа? - Что такое натуральный ряд чисел? - Что такое отрезок натурального ряда чисел? - По какому плану вы изучали натуральные числа? |
- Это натуральные числа, которые мы
изучили. Последовательно расположенные числа от 1 до бесконечности, где каждое следующее число на 1 больше предыдущего. 1. Как получить число? 2. Учусь писать цифру. 3. Применяю знания. 4. Проверю и оценю себя. |
|
Физминутка | Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Моет щёчки, шейку трёт, Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. 1 - 2 – выше голова, 3 - 4 руки шире, 5 - 6 – тихо сесть. |
Выполняют разминку. |
Постановка учебной задачи, планирование | - Определить тему сегодняшнего урока
вам поможет учебник. - Рассмотрите внимательно страницу. Составьте математический рассказ. - Сколько осталось белок? Сколько осталось мальчиков на горке? Каким числом можно обозначить результат? - Что будем изучать сегодня на уроке? - По какому плану будем изучать число и цифру 0? |
Открывают учебник на стр. 84 №195. - На ветке сидела одна белка, потом она убежала. - На горке стояли 2 мальчика. Один мальчик скатился с горки, потом второй мальчик скатился с горки. - Нисколько. Число белок - 0. Число мальчиков - 0 - Будем изучать число и цифру 0. - По уже знакомому плану. |
Работа над темой урока | - Работаем по плану. Как можно получить
любое натуральное число? Исследуйте, можно ли получить так же число 0. Перед вами лист исследования. - Нарисуйте 0 крокодилов. 0 медведей, 0 слонов, 0 кругов... - Начертите отрезок длиной 0 см. - Налейте 0 литров воды. - К какому выводу пришли? - Является ли число 0 – натуральным? Почему? - 0 – целое неотрицательное число. Интересные факты о числе 0 - Индийцы называли нуль - суньей, что означало “пустой”, и в начале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 полторы тысячи лет назад в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. А сколько всего цифр? |
(ответы детей) В результате определения количества, порядка. В результате измерения величин. В результате арифметических действий. (приводят примеры по каждому пункту) - 0 – число не натуральное. Его можно получить только в результате действий
(10). |
- На какой ступеньке мы находимся? - На что похожа цифра? - Сконструируйте цифру из карандашей. - Напишите 5 раз цифру 0 как показано в образце. - Цифра вроде буквы О, Но не значит ничего. Этот ноль такой хорошенький. Но не значит ничегошеньки! - Прав ли С.Я Маршак? Почему? - Какое место занимает 0 в числовом луче? - Где ещё встречались с числовым лучом с 0 в начале? |
- Учимся писать цифру 0. (ответы детей)
Дети пишут цифру в тетради.
(ответы детей) Он является началом. - Это линейка. |
|
Закрепление знаний | На какой ступеньке находимся? - Где можем применить свои знания? - Соотнесите примеры и результат переместив грибочки в нужную корзинку. - Мы помогали Ёжику собрать грибочки. Что заметили? - Каким числом обозначим эту корзинку? Какое задание можете предложить с полученными числами. - Какое упражнение из учебника поможет применить знания? - Какое число стоит первым в натуральном ряду чисел? Запишите в тетради. - Какое число стоит пред 1? Запишите результат сравнения чисел в тетради. Какие равенства можно записать? |
Применяю знания. - В упражнениях. (Ученики по очереди выходят к доске. Ответы показывают веером цифр.) Одна корзинка пустая. Числом 0 (выполняют предложенные задания) № 197 стр.85 Дети записывают неравенства. 1 < 9 0 < 9 0 <1 1 > 0 9 > 0 9 > 1 |
Рефлексия | - Что изучали сегодня на уроке? Что
нового узнали? Вы очень хорошо работали, Вот
только Ёжик не питается грибами. Чем питаются
Ежи? Правильно, и чтобы не огорчать Ёжика предлагаю подарить ему дерево наших открытий. Повесьте на дерево сой листочек – открытие. |
Число и цифру 0. 0 – не является
натуральным числом. Ежи питаются гусеницами. Дети выходят к доске и “вешают” листочек, рассказывая о своём открытии. |