Программа «Школа России» 1 класс
Слайд №1
Задачи:
- учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
- воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научить выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование: презентация к уроку. Цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, дятла, осы, рыбы, дикобраза. Карточки: насекомые, рыбы, птицы, домашние, дикие, млекопитающие Разрезанная на части картинка жирафа (карточки: голова, шея, туловище, ноги, хвост). Таблицы: рыбы – тело покрыто чешуёй, птицы – тело покрыто перьями, насекомые – у них 6 ног, звери – тело покрыто шерстью. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– К нам на урок пришёл Муравьишка Вопросик. Какой же вопрос он задаст нам сегодня? Слайд №2 Кто такие звери? Прежде, чем мы начнём искать ответ на этот вопрос , вспомним , какие группы животных мы уже знаем. (птицы – тело покрыто перьями, рыбы – тело покрыто чешуёй, насекомые – у них 6 ног
Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
В воде она живёт ,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
– Рассмотрите фото животных
Слайд №3
– Кого вы здесь видите? (Орла, крокодила, мышь,
жука)
– К какой группе животных относится жук, орёл?
Почему?
– Какие части тела у птиц вы можете назвать?
Покажите их на картинке.
–У нас остались мышь и крокодил. Кто же из них
зверь? Этот же вопрос нам задал и Муравьишка. Для
того , чтобы помочь Муравьишке, нужно знать, кто
такие звери. А для этого надо изучить строение
тела зверей и установить их главные признаки.
Поможет нам в этом Мудрая Черепаха. Она
приготовила для вас задание. Загадки о животных,
которые относятся к группе животных.
Слайд №4
Есть копытный великан.
Шея как подъёмный кран,
С рожками пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)
Слайд №5
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока!
Слайд №6
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
– Мудрая Черепаха приготовила ещё одно
задание. У меня разрезанная картинка. Соберите
её. Кто получился. Жираф.
– Какие части тела вы выделите у жирафа? (Голова,
шея, туловище, ноги, хвост)
Работа по учебнику.
– Рассмотрите животных на картинке в учебнике
с. 39 Каких животных вы знаете?
– Какие части тела вы выделили у всех этих
животных? Что вы про них можете сказать? (Они
одинаковые)
– Так чем же эти животные отличаются от других? (У
них тело покрыто шерстью)
Слайд №7
– Количество шерсти у них может быть различным.
У одних её много, у других мало. От чего это
зависит? Это зависит от того, в каком месте живёт
зверь и какой образ жизни он ведёт.
– У дикобраза вместо шерсти иголки. (Показать
картинку). Звери могут питаться растениями или
животными, добывать пищу днём или ночью.
Большинство животных ходят на четырёх лапах. Но
некоторые животные могут скакать на двух лапах,
как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на
земле, часть – на деревьях. Это зависит от того,
кто как приспособился строить дома и добывать
пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или
менять её в разные времена года.
– Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
– А теперь посмотрите на картинку на с. 38.
Объясните, что изображено на картинке? (Собака
кормит щенят)
– Только самки зверей вырабатывают молоко
для кормления детёнышей, поэтому зверей ещё
называют млекопитающими.
– На с. 39 прочитаем слова Черепахи.
Слайд №7
Слайд №8
– Так кто же зверь, крокодил или мышь?
– Вот видите, не все звери большие и зубастые.
Мышка хоть и маленькая, она зверь, крокодил нет. А
кто крокодил вы узнаете позже.
– А каких зверей знаете вы?
– На какие две группы можно разделить
зверей?(дикие и домашние)
– Почему их так называют?
Слайд №9
– Назовите диких зверей. Назовите домашних зверей.
Работа в тетрадях.
– Муравьишка пошёл в лес познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Помогите Муравьишке узнать зверей.
3. Сообщение учащихся
Слайд №10
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Рассказ ученика: Лось – самый крупный из оленей (длина тела до 3 м, высота в холке до 2,5 м). Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде. Под горлом обычно свешивается кожный вырост – серьга. Рога взрослых самцов обычно состоят из короткого ствола и широкой лопаты с отростками. Окраска буро-черная, ноги светлые, зеркала нет. Маленькие лосята светло-рыжие без пятен (1). Глаза ночью светятся красным светом. У самок рогов нет. Лоси любят полакомиться молодыми ветками, щиплют траву, а также едят грибы, ягоды. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они отлично плавают.
Слайд №11
Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Рассказ ученика. Бурый медведь – самый известный из своих соплеменников. Он стал персонажем многих сказок и легенд у разных народов. Его нередко можно увидеть в цирковых представлениях. Мишка обладает большим уровнем интеллекта, хорошо поддается дрессировке. Бурый Медведь весит от 80 до 800 килограмм. Длина тела мишки 250 сантиметров, высота 120. Самки медведей, мельче самцов. У бурого мишки крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки. На лапах у медведя когти. Обитает обычно мишка, возле речек, в лесах, питается растительной пищей. Любит плоды, корневище, овес. Медведи – отличные охотники, но также любят ягоды, грибы, орехи, жуков, лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда, даже укусов пчёл не боится. Осенью зверь ищет себе берлогу, чтобы проспать до весны. Уж очень большой зверь, зимой ему трудно прокормиться и трудно двигаться по глубокому снегу.
Слайд №12
Кто летом серый, а зимой белый? (Заяц)
Рассказ ученика: Длина тела 55-70 см. Хвост сверху и кончики ушей черные. Остальная окраска рыжевато-серая с черноватой рябью, зимой светлее, особенно на брюхе и боках. Уши длиннее головы, хвост снизу белый, шерсть мягкая. Хвост маленький, но все же хорошо виден. Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.. Летом питаются травянистыми растениями, зимой – чаще корой и побегами деревьев и кустарников, иногда грибами. Травянистые растения заяц-русак продолжает поедать и зимой, для чего прокапывает снег до земли. Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет и вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Словно надел зайчик шапку – невидимку , только кончики ушей чёрные и нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
Слайд №13
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Рассказ ученика. Белки – род грызунов,
семейства беличьих. Имеет удлинённое тело с
пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет
темно-бурый с белым брюшком, иногда серый
(особенно зимой).
Длина тела белок бывает 20–32 см, длина хвоста 19–31
см. Масса от 180 до 1000 г. Все белки питаются
разнообразным растительным кормом: древесными
семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами,
почками и побегами, корой и лишайниками. К
растительной пище добавляются животные корма:
насекомые, яйца птиц, ящериц. Она прекрасно
лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного
дерева на другое. В случае необходимости белка
может без вреда для себя прыгнуть с вершины
высокого дерева на землю. Белка устраивает
гнездо в дуплах или ветвях деревьев. Гнездо из
ветвей имеет форму шара с боковым входом. Летом
они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают
спелые орехи. Летом белки носят лёгкую рыжую
шубку, осенью шубка становится серой, густой и
тёплой.
Слайд №14
4. Физкультминутка
Заинька выходи, серенький выходи
Вот так выходи, вот так выходи.
Заинька повернись, серенький повернись.
Вот так повернись, вот так повернись.
Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так топни ножкой, вот так топни ножкой.
Заинька отдохни, серенький отдохни.
Вот так отдохни, вот так отдохни.
– А сейчас Мудрая Черепаха вас хочет познакомить с интересными животными ,которые тоже являются зверями, но имеют необычные для этой группы строение тела.
Слайды №15-16
– Перед вами крот. Длина крота 12-15 см. Мех
бархатистый. Крошечные глаза, прекрасный нюх.
Живёт крот в любой почве, чаща на лугах, в садах.
Практически всю жизнь крот проводит под землёй.
– Обратите внимание на лапы крота, что в них
особенного? Передние лапы у него больше для того,
чтобы рыть подземные ходы. Передние лапы у него
превратились в лопатки. Крот роет ходы очень
быстро. У крота под землёй есть и спальня, и
длинные коридоры, где он охотится на личинок
насекомых и дождевых червей.
Слайд № 17
– А что необычного в строении летучей мыши?( У
неё вместо лап крылья)
Летучие мыши – единственные летающие звери.
Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у
них натянута кожа.Они питаются насекомыми. Живут
в щелях домов, дуплах. Летучие мыши охотятся
ночью или в сумерки.
Слайд №18
– Днём спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
Слайд №19
– Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это киты и дельфины.
– Рассмотрите кита. Что необычного в строении
его тела? (У него вместо ног плавники; нет
шерсти)
В группе зверей – кит самое большое животное.
Длина кита – более 20 м, а вес – более100тонн. С
помощью плавников кит плавает. В древние времена
у предков китов была шерсть, но постепенно она
исчезла. У кита есть несколько одиночных
волосков на голове. Они очень чувствительны и
помогают киту найти пищу. Киты бывают зубастые и
усатые.
Слайд № 20
– У зубастых китов есть зубы – 270 штук. Ими он захватывает добычу. У усатых китов зубов нет, а есть усы – как будто цедилка во рту. Они набирают в свой огромный рот воды и процеживают через ус – цедилку. Вода выходит, а во рту остаётся еда. Киты, как и дельфины, дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.
– Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, то кажется, что над головой кита появился фонтан. Это пар.
Работа в тетрадях с.28.
– Какие животные спрятались? Найди их и раскрась. Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать : какое время года изображено на рисунке. Какое время года ? Какая шубка будет на зайце и белке?
– Приступайте к работе.
5. Итог урока
– На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. Так кто же они – звери? Как их отличить от других животных? Приведите свои примеры зверей.